Характеристики социализации образования
Еще известный исследователь Смелзер определил образование как один из формальных процессов, на основе которого социум может передавать опыт и знания, а также ценности и ключевые навыки, необходимые человеку для организации условий для его последующей жизни.
Образовательные учреждения по праву признаны важнейшими агентами социализации, но при этом они способствуют также развитию конформизма.
В рамках образовательного процесса людей довольно тщательно готовят к тому, что, при внедрении новых технологий им будет необходимо переоценить существующие знания. Это значит, что с начальных этапов образовательной деятельности человек будет получать совершенно новые знания и навыки, которые в дальнейшем сможет адаптировать на практике. Ряд авторов также подчеркивает, что образование способно выполнять функции социального контроля, поскольку оно преподносит ту информацию и те знания, которые могут быть выгодны кому-либо. В этом случае функция сходна с той функцией, которую исполняют средства массовой информации в современном мире.
Исключительно важным элементом социализации человека является его обучение в школьном заведении. В школе вырабатываются базовые общественные ценности, которые затем человек проносит через всю свою жизнь.
Например, с раннего возраста ребенку внушают идеи патриотизма, в рамках религии заставляют заучивать заповеди и молитвы, хотя ребенок еще не осознает до конца сущность их содержания. Все это происходит для того, чтобы ребенок не успел подвергнуть эти идеи и взгляды сомнению, ведь у него еще нет накопленного опыта, а, значит, он должен следовать тем нормам, которые есть здесь и сейчас, принимать ценности общества, в котором он проживает.
Также в образовательном учреждении дети впервые пробуют работать в коллективе, соотносить свои личные потребности с потребностями более широкой социальной группы, а также с интересами других людей – членов семьи, сверстников. Школа или иное учебное заведение – это общество в миниатюре. В нем тоже есть своя иерархия, есть лидеры и отстающие, есть люди, которые будут командовать, и люди, которые будут подчиняться, будут конформисты и нонконформисты.
В исследованиях студенческой образовательной среды, было выделено несколько типов студенческой культуры в зависимости от степени социализации индивидов и их поведения:
- Коллегиалы – те, кто стремится работать в коллективе, принимает общепринятые нормы и ценности, также может предложить свои идеи;
- Профессионалы – студенты, которые находятся на порядок выше коллегиалов. Они не стремятся к тому, чтобы овладеть лидирующими позициями, поскольку, по сути, они уже находятся там;
- Академики;
- Нонконформисты.
Сущность социализации личности в образовательной среде
Как мы отметили ранее, социализация – это процесс усвоения индивидом имеющегося в обществе социального опыта. Сюда следует отнести знания, ценности человека, правила поведения, которые обязательны для всех. На фоне усвоения вышеперечисленных аспектов формируется новая конкретная личность, которая в дальнейшем может создавать свой опыт и ценности, генерировать совершенно новые идеи.
Система образования является одним из факторов социализации личности, наряду с такими факторами, как:
- Среда сверстников человека, ближайший круг его друзей;
- Произведения искусства и литературы, которые позволяют человеку прикоснуться к «прекрасному», овладеть опытом предыдущих поколений;
- Средства массовой информации, благодаря которым человек может формировать мнение о происходящих событиях и явлениях в жизни;
- Политические институты – государство, различные политические партии, которые предлагают человеку освоить новые знания и опыт, который пригодится им в реализации своей политической деятельности;
- Отдельные экономические, а также политические события – они очень важны, поскольку в любом случае будут освещаться со стороны средств массовой информации, и также могут сыграть серьезную роль в жизни человека;
- Отдельная выдающаяся личность – для многих из нас примером становится медийная личность, известный человек, который уже обладает достаточным опытом и добился успехов в какой-либо сфере жизни. Поэтому люди часто равняются на них, перенимая манеру поведения, черты мировоззрения и многие другие аспекты, которые могут сыграть важную роль в их жизни.
Социальный опыт человечества был произведен со стороны социальной практики. Таким образом, он включает в себя все то в практике, что имеет так называемое межпоколенное (иными словами, историческое) значение. Существует педагогическая практика, а есть и другой термин – «педагогический опыт». Опыт, таким образом, производное от практики, и практика гораздо шире, чем понятие опыт. Осваивая новый опыт, человек может с легкостью заявить о том, что он применит эти знания и на практике.
Опыт также складывается из трех ключевых подсистем. Во-первых, это совокупность знаний человечества, информационная подсистема опыта. Во-вторых, это совокупность умений и навыков человека, операциональная подсистема его опыта. В-третьих, сюда следует включить совокупность социальных установок, мотивационная подсистема социализации. Необходимо учитывать, что все эти аспекты взаимосвязаны, и каждая подсистема полностью зависит от иных подсистем. Если в одной произойдут кардинальные изменения, то они непременно коснутся иных подсистем, что может в корне поменять мировоззрение человека и, конечно же, оказать влияние на его социализацию.
Таким образом, образование – это один из ключевых процессов, который влияет на социализацию человека. Его мировоззрение меняется в зависимости от тех знаний, а также того социального опыта, который преподносят ему в процессе обучения. Однозначно отдавать ведущую роль процессу образования в жизни человека не следует, но он занимает важное место, поскольку человек проходит несколько образовательных этапов (дошкольное образование, школьное образование, университетское образование и послевузовское образование), и на каждом получает новые знания, совершенствует свое понимание норм и ценностей общества.