Сущность социализации науки
Среди исследователей существует мнение о том, что зарождение научного знания напрямую связано с возникновением письменности в эпоху раннеклассового общества. Также сторонники этого подхода склоняются к тому, что наука начинается там, где при историческом исследовании форм жизни человека встречаются самые первые примеры объективных взаимосвязей и закономерностей природы. При помощи элементов письменности их стало возможно фиксировать, передавать из поколения в поколение, тиражировать.
Таким образом, генезис научного знания – это процесс, которые растянулся во времени, и реализовывался он не в течение сотен, а на протяжение тысячелетий. Развитие науки, ее социализация происходила не только в результате революций, прерывом непрерывного: развитие и социализация науки, ее генезис – это результат преемственности и единства, системной целостности, которая складывалась в течение продолжительного времени, выводя науку на новые этапы развития. Рассматривая науку не как абстрактную часть жизни человека, а как систему и процесс, можно отметить ее относительно самостоятельные этапы. Они взаимообусловлены, связаны друг с другом, в них присутствует преемственности на двух уровнях:
- Когнитивный уровень преемственности;
- Социокультурная составляющая научного знания.
Становление субъекта научной деятельности – личности, которая не зависит ни от каких внешних факторов, а полностью составляет собственное содержание сознания, сопровождалось достаточно яркими и существенными изменениями в строе психики личности. Она все больше сосредоточена на собственном опыте, что и способствовало формированию опытного естествознания. Человек все еще связан с миром, но связь эта наполняется новым содержанием, чтобы было проще самостоятельно контролировать свое бытие, управлять им.
Очень важный этап социализации науки – формирование ее как социального института. Это исторический процесс, и относится он как к науке в целом, так и к любому ее структурному подразделению, каждое из которых выражено в виде особого комплекса научных знаний.
К тому же, наука тесно связана с социумом, она изучает его специфику, формы проявления социальных отношений, развитие человека, его бытовой и повседневной сферы. Отсюда открывается новая необходимость в том, чтобы в науке появилось совершенно новое направление – социологическое. Оно в дальнейшем будет тесно связано с философией, медициной, биологией, психологией и педагогикой.
Каждая наука на отдельном этапе развития предлагает свои интерпретации наиболее значимым процессам в жизни человека, а в дальнейшем они создают особую сеть – наук о человеке и его жизни.
Социализация как наука
Социализация затрагивает не только науку – она сама выступает особой наукой, которая исследует человека и его роль внутри общества. ему присущи ценностные нормы, которые накоплены культурным опытом, поэтому важно, чтобы человек успешно и грамотно интегрировался в окружающую среду для успешной интерпретации норм и ценностей, их восприятия и трансляции. Наука играет важную роль в социализации индивида, ведь благодаря ей он может взглянуть на различные процессы и явления с разных точек зрения, более правдивых и исторически зафиксированных.
Социализация очень функциональна. Ее функции можно подразделить на две разнонаправленные группы:
- Личностная группа функций социализации;
- Общественная группа функций социализации.
Личностная подразумевает всестороннее и поэтапное развитие человека, который находится в неразрывной связи с социумом. С помощью общества и его элементов человек учится лучше принимать и понимать самого себя, может формировать поведенческие особенности. Он также взаимодействует в процессе общения с окружающими, интерпретирует действия людей с более богатым жизненным опытом, берет с них пример, который затем самостоятельно транслирует окружающим.
Общественная социализация является фактором воспроизведения человечества в нормальных, стабильных условиях. Жизнь имеет свойство цикличности, одни люди умирают, другие рождаются, поколения сменяют поколения. Данная наука позволяет не разорвать этот круг, а поддерживать его на протяжении долгого времени. Общество также обладает такой особенностью, как самовоспроизводство, что очень важно для становления и последующего сохранения культурной сферы.
Социализация любой сферы жизни человека важна, ведь мир динамично изменяется, и к этим изменениям должен приспосабливаться не только сам человек, но и совокупность тех элементов его жизни, которую он ведет ежедневно. Наука – особая область. Она открывает перед человеком совершенно новые сферы знаний, да он и сам может стать частью науки, для этого достаточно применить свои способности, развивать их в соответствии с требованиями современности.
Человек науки – это личность, которая обладает пытливым умом, несет ответственность за свои находки и разработки, транслирует их окружающим и имеет желание не останавливаться на достигнутом, а постоянно развиваться.
Это взаимодействие двусторонне: наука влияет на мировоззрение человека, его профессиональную направленность, а сам человек, в свою очередь, стремится привнести в научную сферу что-то свое, чтобы оно сохранилось навсегда, оставило отпечаток на развитии научного знания.
Современный мир располагает большим количеством предметов, которые стали результатом научно-технического прогресса, и все они нуждаются в постоянном усовершенствовании, адаптации к новым условиям, для большего удобства человека. Но они также могут быть опасны для его жизни, особенно если создаются в угоду одних социальных категорий и не учитывают требований и желаний иных социальных групп. Каждый из нас может социализироваться при помощи научного знания, а также делать науку более разносторонней и интересной, социализируя ее в новых условиях.