Социализация личности: что это?
Многие исследователи личности из области психологии, педагогики и социологии, неоднократно подчеркивали тот факт, что человек развивается исключительно в рамках общества. Причем, развитие происходит на личностном уровне, с принятием особых ценностей и норм, осознании своих прав и обязанностей перед самим собой и перед окружающими его людьми: перед семьей, друзьями, коллегами. В процессе взаимодействия человека и окружающей средой возникает целый ряд психологических явлений, которые оказывают влияние на формирование личности. Они проявляются в его социальной поведении, социальных действия, во взаимоотношениях с другими людьми, причем находящихся как на таком же уровне, как и сам человек, так и уровнем выше.
Таким образом, формирование человека как личности происходит в конкретных исторических, а также социальных и экономических условиях, которые отражают этап развития общества. В качестве собирательного понятия для всех этих процессов авторы и исследователи используют термин «социализация личности».
Социализация – это процесс активного участия человека в общественной жизни своей социальной группы. При этом очень важно акцентировать внимание на том, что социализация происходит только тогда, когда человек следует общепринятым нормам поведения, убеждениям, почитает традиции и транслирует их своим потомкам.
Социализация личности происходит в рамках схемы «человек-общество». Она достаточно многообразна и подвижна, а также мобильна и включает в себя стихийные и спонтанные процессы, которые оказывают влияние человека на разных этапах его развития. Социализация предполагает воспитательный процесс, изначально реализующийся в семье, а затем уже переходящий на образовательные институты, институт государства и профессиональную систему, в которую попадает человек.
Ключевые периоды развития личности
Существует несколько периодов развития и социализации личности, каждый из которых обладает своими характерными чертами.
Начнем с первичной социализации личности, которая представляет собой особый адаптационный процесс к социальному окружению. Данный этап охватывает возраст от рождения до подросткового периода. Особенность этого периода – некритическое восприятие социального опыта, которое осуществляется через подражание сверстникам или взрослым. Достаточно акцентировать внимание на увлечениях ребенка, на его предпочтениях в игровой практике, чтобы понять, каких взглядов и интересов он придерживается в столь раннем возрасте.
Стадия индивидуализации – это второй период становления личности, которые предполагает стремление человека выделиться из общей массы. На этом этапе начинает проявляться критическое отношение к окружающей действительности, процессам и явлениям. Иногда подросток запускает себя вплоть до нигилистического отношения, полного отрицания любых социальных норм и требований со стороны общества. В данном случае у него есть одна цель – не быть как все, выделиться своими взглядами, внешним видом, поведением и действиями, показать своеобразие и неповторимость своего «Я». Этот этап предполагает подростковый возраст, а также юношеский возраст (от 18 до 25 лет).
Следующий период становления личности – стадия интеграции. На данном этапе человек не стремится выделиться из толпы, а наоборот проявляет активность к поиску своего места в обществе. на данном этапе очень важно, чтобы ожидание личности совпали с требованиями, которые выдвигает общественности, и наоборот: общественные ожидания соответствовали свойствам и качествам личности.
Трудовая социализация личности – считается наиболее продолжительным этапом, которых охватывает весь период трудовой деятельности человека после его обучения по выбранной специальности. Фактически этот период заключен во всем периоде трудоспособности человека. Исключениями являются физические или психические отклонения личности.
Последний период социализации личности – послетрудовая стадия (стадия пожилого возраста). Особенность его заключается в преобладании функции передачи социального опыта подрастающему поколению. В этом возрасте человек может и сам научиться чему-то новому, расширить границы своего знания, не только передавая опыт, но и получая его взамен.
Понятие «духовный кризис»
Но зачастую процесс социализации личности сопровождается не совсем положительными проявлениями. Одним из них является духовный кризис
Духовный кризис – это один из наиболее часто встречающихся видов личностного кризиса. Он выражается в эмоциональном переживании об утрате бытовой основы существования. Во время духовного кризиса человек производит переоценку своих ценностей, переосмысляет свои взгляды на жизнь в целом, а также о смысле жизни и о том, что такое «жизнь» и «смерть».
Существует несколько ключевых причин духовного кризиса, которые выделяются В. Козловым. Во-первых, это деформация структуры человеческого эго. Сюда входит болезнь, рождение ребенка, деформация или полное разрушение социальных связей человека, потеря смысла жизни и желание лишить себя ее. Во-вторых, невозможность реализовать свои способности и основные потребности. Например, жизнь в нищете и желание обладать большими материальными ресурсами, резкое изменение социального положения, падение вниз по карьерной и социальной лестнице.
Духовный кризис можно разделить на несколько этапов:
- Обыденное существование человека, его привычная «зона комфорта». Это считается нормальным существованием человека, но без развития и движения вперед человек может так и остаться до конца жизни в состоянии стагнации;
- Зов – эта стадия связана с изменениями в жизни человека, ломкой стереотипов и привычного уклада: например, болезнь, увольнение, потеря близкого человека;
- Смерть и возрождение – данный период символизирует разрушение прежних устоев, их гибель. При этом человек испытывает стресс и начинает поиск путей для разрешения сложившейся кризисной ситуации;
- Урок – появление новых ценностей, а также способов адаптации к новым условиям;
- Интеграция – завершение кризиса, возвращение к прежней жизни, но с новыми ценностями, опытом и целью изменить свое существование в лучшую сторону.