Справочник от Автор24
Нужна помощь?
Найдем эксперта за 5 минут
Подобрать эксперта
+2

Социализация инвалидов

Процесс социализации инвалидов

Определение 1

Социализация инвалидов представляет собой достаточно сложный процесс, в котором инвалид осваивает социально значимые нормы и ценности, а также стереотипы поведения. Особенность заключается в положении самого человека, ведь инвалидом признается лицо, которое имеет некоторые физиологические или психические отклонения от норм, в связи с чем нуждается в особом уходе и поддержке со стороны социальных работников, государства и общества в целом.

Под социализацией также следует понимать освоение инвалидами тех знаний и навыков, а также ценностных ориентаций, которые будут обеспечивать их полноценное участие в общепринятых нормах социального взаимодействия с другими членами общества. Одной из форм социализации инвалидов принято считать обучение. Оно предусматривает предоставление инвалиду помощи в таких процессах, как:

  1. Компенсация психологических трансформаций (в случае, когда врожденный или приобретенный в ходе жизни дефект занимает центральное место в формировании личности, ее становлении и последующем развитии);
  2. Формировании положительных установок;
  3. На развитие иных способностей инвалидов, если они утратили те или иные возможности (зрение, слух, способность передвигаться самостоятельно).

Обучение всегда должно быть направлено на то, чтобы инвалид мог овладеть самыми примитивными и стандартными схемами социального поведения и взаимодействия с другими членами общества. Также оно ориентируется на освоение индивидом окружающей обстановки и полноценного существования в ней. Нередко мы сталкиваемся с тем, что к инвалидам относятся как к «не таким, как все», и они сами начинают чувствовать себя достаточно некомфортно. В этом случае необходима психологическая помощь и обучение его стандартным процедурам, чтобы она мог беспрепятственно общаться с людьми и разрушать стереотипы о том, что инвалиды – это другие люди. К тому же, авторы в данной области отмечают, что обучение должно включать в себя адаптационное консультирование и обязательную организацию социального участия инвалида в различных формах социальной и общественной деятельности.

«Социализация инвалидов» 👇
Помощь автора по теме работы
Найти автора

Особенности социализации инвалидов

Безусловно, процесс социализации инвалидов имеет свои особенности. Это зависит от вида индивидуализирующей патологии (потери слуха или зрения, физические недостатки, психические заболевания, отставание в развитии). Также такие особенности зависят от пола и возраста инвалида, особенностей его первоначального социального положения в обществе, наличие семьи, родителей, поддержки со стороны государственных органов власти. Это важно, ведь есть множество инвалидов, которые попросту остаются незамеченными, а на их социализацию никто не обращает внимания. Таким людям гораздо тяжелее, ведь имея недуг, они имеют также изолированность от общества.

Например, если брать во внимание инвалидов с умственной отсталостью, то у них степень самостоятельности можно достичь, если постоянно работать над развитием поведенческих навыков, заучивания и последующего использования ими стереотипных наборов действий, которые необходимы для разрешения стандартных жизненных ситуаций. Сегодня мы наблюдает с увеличением количества специальных тренингов для инвалидов, которые должны обеспечить адекватное восприятие ими окружающего мира, общества. Более того, тренинги помогут обеспечить нормальную реакцию на инвалида в виде стереотипных для культуры представлений и действий, но при этом он будет восприниматься обществом как полноценный и нормальный человек, который также может быть активным участником событий.

У инвалидов в возрасте 16-25 лет наличие ограничений жизнедеятельности может усугубить также трудности в жизнеобеспечении и в общении со сверстниками. В этом возрасте человеку очень важно общаться с противоположным полом, со сверстниками, искать близких по интересам. Но иногда инвалидность – это самое главное препятствие, причем скорее не для самого инвалида, а для тех, кто его окружает. Это может вызвать изменения личности, ее социальную изоляцию и, как следствие, ведет к асоциальному поведению, которое может быть наказуемым. Программы социализации инвалидов должны в обязательном порядке учитывать преодоление имеющихся ограничений жизнедеятельности. Также они ориентируются на поиск путей реализации собственных жизненных возможностей, даже несмотря на ограничения в физическом состоянии.

Важную роль в социализации инвалидов играет их социально-экономическое положение. К факторам положения относятся следующие:

  • Образование инвалида;
  • Квалификация инвалида (в случае, если она в целом имеется);
  • Наличие семья (как родителей, так и супругов, а также детей);
  • Экономическое положение инвалида;
  • Уровень урбанизации местности, в которой проживает инвалид.

Неблагоприятные социальные и экономические условия и, как следствие, неблагоприятное положение инвалида приводит к тому, что он остается для квалифицированной помощи со стороны специалистов. Сегодня немалую роль играет доступность окружающей среды для инвалидов. Это и специальные пандусы, возможность обслуживания инвалидов в заведениях образования и культуры. В России работает большое количество волонтерских центров и социальных организаций, которые занимаются данными вопросами, поэтому сегодня в нашей стране постепенно балансируется данная ситуация. Также мы можем иметь дело с большим количеством добровольцев, которые стремятся к отстаиванию прав инвалидов и их возможностей вести полноценную жизнь, не сталкиваясь при этом с негативным отношением со стороны окружающих.

Замечание 1

Очень важно продемонстрировать и самим инвалидам, и окружающим, что инвалидность – это не приговор, и что каждый человек может вести полноценный образ жизни, общаться с окружающими, делать этот мир лучше и быть активным, несмотря на некоторые физические недостатки. Работа эта проводится социальными работниками, педагогами, психологами.

Дата последнего обновления статьи: 23.09.2025