Сущность педагогического сопровождения
Для наиболее успешной социализации в современном мире необходимо педагогическое сопровождение – создание наилучших условий для развития способностей и личного роста, которые позволили бы индивиду утверждать и активно проявлять себя в различных жизненных ситуациях, изменять условия жизнедеятельности в своих интересах, свободно выражать творчество.
Идеи педагогического сопровождения обучающихся появилась с момента появления принципа природосообразности воспитания, предложенного Я.А. Коменским. Этот принцип предполагает создание оптимальных условий для выявления способностей обучающихся и их дальнейшее развитие.
Педагогическое сопровождение – главная идея современной педагогики, направленная на поддержку, содействие и помощь обучающемуся в процессе социализации.
Педагогическое сопровождение социализации можно рассматривать как:
- особый вид педагогического взаимодействия с обучающимися, способный стимулировать осознание ими смысла жизни;
- сферу деятельности преподавателя, осуществляющую последовательное и постепенное прохождение всех этапов социализации – адаптации, индивидуализации, интеграции;
- взаимодействие соответствующих специалистов с детьми и родителями в процессе создания индивидуальной траектории решения проблемной ситуации;
- сотрудничество всех участников образовательного процесса в содействии приобретения ребенком положительного опыта конструктивного взаимодействия с людьми благодаря выполнению разных ролевых обязанностей, освоению основ общечеловеческой культуры, развитию позитивного отношения к окружающему миру, другим людям, к себе.
Организация взаимодействия педагогов с родителями в процессе социализации
Успех социализации личности зависит от взаимоотношений между педагогами, родителями и учащимися.
Значительную часть воспитательной работы лучше всего проводить одновременно с родителями. Поставленные задачи, появившиеся проблемы необходимо решать сообща, объединив все усилия для достижения лучших результатов.
Формирование сотрудничества напрямую зависит от того, как складываются взаимодействия педагогов с родителями в этом процессе. В основе этого взаимодействия должно лежать единство взглядов на воспитательный процесс, стремлений, выработанные сообща цели и задачи, пути достижения результатов.
Сотрудничество педагогов и родителей способствует лучшей социализации, а также позволяет:
- узнать ребенка с разных сторон;
- увидеть ребенка в различных ситуациях;
- способствовать развитию индивидуальных способностей;
- помочь лучшему пониманию особенностей каждого ребенка;
- преодолеть негативные проявления в поведении и нежелательные поступки;
- сформировать ценные жизненные ситуации.
Взаимопонимание и сотрудничество педагогов и родителей возможны, если педагог:
- размышляет и советуется вместе с родителями;
- договаривается с родителями о совместных действиях;
- исключает в своей работе дидактизм;
- старается приобщить родителей к педагогическим знаниям.
Формы взаимодействия педагогов с родителями могут быть разными - групповые, коллективные, индивидуальные. Самыми распространенными коллективными формами являются:
- родительские собрания,
- родительский лекторий,
- конференции по обмену опытом,
- вечера вопросов и ответов,
- диспуты,
- встречи с администрацией школы.
Основные регуляторы процесса социализации
Основными регуляторами процесса социализации являются социальные институты:
- семья,
- круг друзей и сверстников,
- образовательные организации,
- социокультурная обстановка социума,
- социально-психологические характеристики обучающихся.
Система образования в качестве социального института реализует функции нравственного, интеллектуального и физического развития молодежи.
Именно в образовательных учреждениях происходит формирование основных личностных качеств:
- способность и готовность к личностному самоопределению и саморазвитию;
- сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности и к обучению;
- системы значимых межличностных и социальных отношений, ценностных установок, отражающих индивидуальные и гражданские позиции;
- правосознание;
- способность ставить жизненные цели и строить планы;
- экологическую культуру;
- способность к осознанию гражданской идентичности.