Постоянные изменения в области экономики, политики, социальных аспектов жизнедеятельности приводят к необходимости усовершенствования механизмов адаптации личности к этим изменениям, интеграции в социум, приспособления к существующим нормам и требованиям. Другими словами, возникает необходимость усовершенствования механизмов социализации личности на всех этапах личностного развития.
Подходы к пониманию социализации
Под социализацией в современной научной литературе понимается процесс вхождения личности в сферу человеческого бытия, в которой осуществляется ее психологическое, физиологическое, нравственное, эстетическое и этическое становление, формируется мировосприятие и мировоззрение полноправного члена общества.
Инициация процесса социализации осуществляется с момента рождения ребенка и продолжается на протяжении всей жизни, причем, важнейшим инструментом адаптации личности выступает институт образования.
Образование представляет собой сопровождение социализации ребенка в процессе освоения культурной модели, результатом чего выступает достижение определенного уровня человекообразования как обретение качества личности на всех этапах индивидуализации, интеграции, адаптации.
Личностно-ориентированный подход в образовании как средство повышения эффективности социализации личности
В последние годы необходимость оптимизации социализации личности в образовательной среде привела к становлению личностно-ориентированного подхода к обучению.
Данный подход исходит из признания уникальности накопленного экзистенциального субъектного опыта ребенка как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, из реального признания неповторимости, уникальности, ценности личности ребенка, его права на свободное проявление и развитие своих творческих способностей, что формирует гуманную сторону современной системы обучения, ставит ребенка в центр этой системы.
Принимая во внимание основные положения личностно-ориентированного подхода, социализация личности в процессе обучения может рассматриваться как:
- процесс усвоения ребенком знаний, умений и навыков, системы аксиологических модусов, норм и ценностей;
- процесс включения личности ребенка в систему социальных связей и взаимоотношений, в результате чего он превращается в полноправного члена социальной общности.
Другими словами, если в традиционной модели образования социализация рассматривалась как процесс усвоения задаваемых извне эталонов, образцом, моделей познания и поведения, то личностно-ориентированный подход направлен на формирование механизмов жизнетворчества, адаптации, рефлексии, сохранение собственной индивидуальности.
Иначе говоря, в современной образовательной системе социализация рассматривается как поддержка и развитие индивидуальных свойств личности, его особенностей, оказание помощи в процессах становления ее субъектности, культурной идентификации, творческой самореализации.
Условия оптимизации социализации личности ребенка в образовании
Повышение эффективности социализации ребенка на современном этапе развития ставит актуальные задачи перед современной образовательной системой:
- для каждой отдельной личности образование должно обеспечить условия для успешной деятельности, самореализации через получение как образования, содержание которого обусловлено государством и социумом, так и посредством реализации индивидуальных образовательных маршрутов;
- для общества в целом образование должно обеспечить развитие социальных компетенций, отвечающих наиболее актуальным запросам этого общества. Общество – динамично развивающаяся система, причем, на каждом этапе своего исторического развития она формирует новую систему аксиологических модусов, соответственно, главной задачей образования выступает адаптация развивающейся личности к данной системе ценностей, ее социализация.
Таким образом, современная образовательная система выступает эффективным инструментом социализации личности, что способствует развитию как отдельной личности, так и общества в целом.