Основные направления социализации
В формировании жизненных представлений индивида ведущую роль играют нормы, ценности и требования, с которыми он сталкивается в процессе реализации основных функций, связанных с семьей, имущественным положением, профессией и т.д., определяющих статус личности в обществе.
На личность решающее социализирующее воздействие оказывает реальное функционирование системы социальных связей. Воздействие оказывается непреднамеренно, оно связано с латентной функцией деятельности социальных общностей и институтов.
Для обеспечения процесса социализации личности общество реализует целенаправленные формы социализации (в первую очередь, воспитание), в процессе которого осуществляется специальный отбор идей, задач для формирования личности, методов, средств, способных обеспечить их выполнение.
Социализация осуществляется по следующим основным направлениям:
- социальное,
- духовно-нравственное,
- общекультурное,
- общеинтеллектуальное,
- спортивно-оздоровительное.
Основные направления социализации ориентированы на формирование и закрепление таких ценностей, как:
- стремление к истине и познанию,
- научное знание и научная картина мира,
- интеллектуальное развитие,
- нравственный смысл самообразования и учения,
- нравственный смысл труда,
- уважение к труду,
- целеустремленность и настойчивость,
- творчество и созидание,
- бережливость и т.д.
Некоторые социологи выделяют направления социализации, соответствующие основным сферам жизнедеятельности человека:
- эмоционально-чувственной,
- поведенческой,
- морально-нравственной,
- познавательной,
- межличностной,
- бытийной.
В процессе социализации происходит обучение тому, как
- правильно эмоционально отвечать на разные ситуации, проявлять различные чувства, переживать;
- познавать социальный и природный окружающий мир;
- придерживаться определенных морально-этических ориентиров;
- эффективно принимать участие в совместной деятельности и межличностном общении.
Общение – основной фактор социализации
Общение обуславливает процесс социализации. Под общением понимают взаимодействие между людьми, в нем реализуются их социальные взаимоотношения.
Общение включает взаимосвязанные друг с другом стороны:
- интерактивная сторона – организация взаимодействия между индивидами;
- коммуникативная сторона – обмен информацией между людьми;
- перцептивная сторона – восприятие людьми друг друга партнерами по общению и установление понимания между ними.
Обратной связью при общении является сообщение, направленное другому человеку и несущее информацию о том, что человек чувствует в результате общения, как воспринимается собеседник, какие чувства он вызывает.
Выделяют следующие средства общения:
- язык;
- эмоциональная выразительность, интонация;
- поза, мимика, взгляд, жесты;
- расстояние между общающимися.
Социологические механизмы и уровни социализации
К социологическим механизмам социализации относятся:
- традиционный – усвоение ценностей, норм, стереотипов, эталонов поведения, характерных для семьи индивида и его ближайшего окружения;
- институциональный – реализуется в результате взаимодействия индивида с социальными организациями и институтами;
- стилизованный – осуществляется в пределах определенной возрастной, социальной, профессиональной и т.д. субкультуры;
- межличностный – осуществляется при взаимодействии индивида с референтными, субъективно значимыми лицами.
Процесс социализации проходит, как правило на следующих уровнях:
- социально-психологическом,
- индивидуально-психологическом,
- социологическом.
На основании этих уровней выделяют такие механизмы социализации, как
- имитация,
- идентификация,
- стыд,
- чувств вины.