Понятие «социализация личности»
Социализация личности выступает в качестве объекта многих социологических, психологических и педагогических исследований. Сегодня данный термин определяют в качестве процесса, направленного на формирование личности в определенных социальных и экономических, а также политических и культурных условиях, и в рамках социальных групп.
В ходе процесса социализации подрастающий человек избирательно вводит в свою систему мироощущения, миропонимания и поведения те ценности и нормы, а также правила, которые уже были приняты в рамках конкретной социальной группы и в обществе в целом.
Процесс социализации может включать в себя следующие элементы:
- Освоение культуры отношений между людьми;
- Общественный опыт и его освоение через понимание и принятие новых норм и форм социального поведения;
- Освоение социальных норм (в избирательном порядке в зависимости от специфики сообщества и конкретной социальной группы);
- Освоение социальных ролей (образовательные, профессиональные, поведенческие);
- Освоение новых видов деятельности, которые необходимы для самосовершенствования человека, а также для его непрерывного обучения;
- Освоение форм общения, поскольку без коммуникационной сети существование человека в обществе просто невозможно.
Социализация имеет несколько основных источников, а эти источники, в свою очередь, могут быть также акторами – непосредственными участниками социализации индивида, которые определяют его поведение, восприятие социальных норм и ценностей. Сегодня выделяют следующие источники и акторы социализации:
- Семья – это первичный социальный институт, который накладывает наибольший отпечаток на жизнь человека. Именно со своей семьи, с взаимоотношений между родителями и родственниками человек берет пример и перекладывает его на свои собственные отношения;
- Система образования – тот самый социальный институт, в которой человек может сам выбирать свой будущий профессиональный путь, свою трудовую специфику и получать по ней непосредственные знания;
- Средства массовой информации – влияют на мировоззрение человека на более неформальном уровне. Многие СМИ могут повлиять на отношение к тем или иным социальным процессам и явлениям, которые играют важную роль в жизни общества;
- Общественные организации – дополнительные социальные институты, в которые человек вступает для расширения своих компетенций, или для того, чтобы углубиться в одно направление и предлагать идеи по его развитию.
Ключевые концепции социализации
Существует довольно большое количество подходов, которые определяют социализацию и ее специфику как процесса. Так, например, Г. Тард писал, что основным механизмом социализации является подражание индивида. оно может регулироваться обществом через его непосредственные социальные институты. К ним исследователь отнес систему образования и воспитания, а также семью и общественное мнение, которое имеет свой вес и силу в воспитании человека и взращиванию в нем личности.
Отечественные исследователи (например, Г. М. Андреева) отмечают, что социализация является двусторонним процессом. Он включает в себя усвоение индивидом накопленного социального опыта через вхождение в социальную среду и через освоение всей системы социальных связей. С другой стороны, социализация – это процесс достаточно активного воспроизводства самим индивидом системы ценностей, социальных связей. Это происходит за счет его активной социальной деятельности, стремления изменить что-либо в окружающем мире. Индивид активно включается в социальную среду, он не может просто усваивать социальный опыт – он преобразовывает его в соответствии с собственными установками и ориентациями.
Еще один автор – А. В. Мудрик, - дает следующее определение социализации: это самоизменение человека, его развития в процессе усвоения культуры, ее воспроизводства. Данный процесс происходит в результате тесного взаимодействия человека со стихийными и относительно направляемыми условиями жизни, которые целенаправленно создаются на всех возрастных этапах развития личности.
Что касается концепций социализации, то мы выделим некоторые, наиболее яркие и значимые. Первая концепция – концепция функционализма, которая разрабатывалась Э. Дюркгеймом. В ней подчеркивается, что социализация является основным средством общества, благодаря которому в биологической сущности человека добавляется еще и социальная. В результате этого человек обретает способность вести социальную жизнь в соответствии с нормами морали и нравственности, а также в целом нацелен на гуманизацию. В школе структурного функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон) придерживаются концепции «жесткой» социализации. Она предполагает подчинение человека всей общественной системе, его адаптацию и полную интеграцию в социальную систему без сохранения уникальности и самобытности.
Что касается концепции социального структурирования реальности, основоположниками которой являются Х. Бергер и Т. Лукман, то здесь социализацию рассматривают в качестве процесса конструирования. Он включает в себя последовательность жизненных фаз и этапов жизни человека. Каждая из этих фаз обладает разным значением в процессе социализации, но без них невозможен полноценный процесс включения человека в социальную реальность. С этого момента в социализации выделяют два этапа: первичная и вторичная. На каждом этапе перед человеком встают разные задачи: освоение новых социальных ролей, принятие семейно-брачных установок, подготовка к экономически самостоятельной и независимой жизни, самоопределение в профессиональной среде, поиск друзей и любимого человека, создание собственной семейной ячейки, воспроизводство населения, передача социального опыта и профессиональных знаний из поколения в поколение. Таким образом, каждая концепция социализации отражает ее особенности, а также этапы и специфику роли человека.