Современная концепция гражданского образования выдвигает высокие требования к оптимизации процессов социализации личности.
Под социализацией понимается процесс формирования личности, ее социальной позиции, мировоззрения на основании воздействия на индивидуума всей системы воспитания и обучения, включая систему образования, семью, СМИ и пр.
Подходы к пониманию гражданской социализации
В свою очередь, под гражданской социализацией понимается форма включения личности в политические, социально-экономические общественные процессы, средство самоактуализации и самореализации личности как гражданина страны; процесс становления индивидуума как гражданина, освоения им политической и правовой культуры.
Гражданская социализация представляет собой синтезное образование, в составе которого можно выделить политическую и правовую социализацию. Эффективность реализации гражданской социализации зависит от совокупности экономических, социально-политических, культурных акторов, уровня их стабильности и динамичности.
Патриотическое воспитание как основа гражданской социализации
Целенаправленное формирование гражданской социализации предполагает реализацию патриотического воспитания на всех уровнях обучения личности. В настоящее время патриотическое воспитание выступает одним из приоритетных направлений государственной политики.
Под патриотическим воспитанием в современной научной литературе понимается целенаправленный процесс формирования в личности приверженности важнейшим духовным национальным ценностям, развития патриотических чувств, патриотического отношения и поведения.
Направления реализации патриотического воспитания как основа гражданской социализации
В наиболее общем виде можно выделить следующие направления патриотического воспитания, направленные на оптимизацию гражданской социализации:
- Военно-патриотическое воспитание, ориентированное на формирование глубокого патриотического сознания, воспитание чувства гордости за русское оружие, идей служения Отчизне, уважения к военной истории;
- Героико-патриотичное воспитание, направленное на пропаганду военных профессий, воспитание гордости за героические поступки предков;
- Национально-патриотическое, направленное на воспитание чувства любви к Родине, уважительного отношения к культуре и традициям страны, пробуждение чувства гордости за свой народ
- Гражданское воспитание, ориентированное на формирование правовой культуры, готовности к служению своему народу;
- Гражданско-патриотическое, ориентированное на оптимизацию взаимоотношений между государством и личностью.
Следует отметить, что все указанные направления патриотического воспитания выступают взаимосвязанными, взаимообусловленными, позволяя достигать поставленной цели – реализации гражданской социализации личности.
Организация патриотического воспитания представляет собой сложный технологический и управленческий процесс, в результате которого осуществляется овладение личностью гражданскими ценностями.
В свою очередь, под гражданскими ценностями в современной научной литературе понимаются социальные ценности, при помощи которых отдельный индивидуум или социальная группа характеризуют смысл явлений действительности, определяют отношение к себе, другим людям, социуму и государству.
К таким ценностям относятся:
- толерантность,
- патриотизм,
- гражданский долг,
- ответственность,
- гражданская позиция,
- независимость убеждений и пр.
Таким образом, гражданская социализация представляет собой сложный, многогранный процесс, охватывающий различные сферы жизнедеятельности личности. Целенаправленная реализация гражданской социализации требует оптимизации процессов патриотического воспитания личности как основы формирования правовой культуры, становления личности как гражданина.