Позитивная и негативная направленность девиации
По отношению к социуму и принятым в нем нормам индивид не всегда конформен. Часто его модели поведения и установки не соответствуют культурным, социальным ценностям, институционализированным средствам, допустимых в данном обществе. Такое поведение является девиантным, вступающим в противоречие с нормами и правилами поведения, утвердившимися в обществе.
Существует два типа девиантного поведения (Я.И. Гилипский):
- позитивное отклонение – различные формы социального творчества (художественного, технического, научного и т.д.); новаторство связано с нарушением существующих типов деятельности, норм;
- негативное отклонение – формы поведения, препятствующие социальному развитию и наносящие ущерб обществу.
Девиантное поведение может быть социально одобряемым или осуждаемым.
В обществе девиантность определяется как соответствие действий социальным ожиданиям. Это проблема конвенции, согласия, договоренности между людьми.
Девиантная социализация – процесс обычный и естественный. Часто социальные отклонения выполняют в обществе определенную роль:
- источник новых начинаний;
- зарождение новых социокультурных процессов и явлений;
- основа адаптационных процессов;
- антипод господствовавшей ранее культурной норме.
Теории девиантного поведения
В настоящее время существует несколько теорий девиантного поведения:
- Биологическая теория. Основоположник теории Ч. Ломброзо, предположил, что существует определенный тип человека, предрасположенного в силу определенных биологических признаков к совершению преступлений. У. Шелдон считал, что к девиантному поведению склонны стройные и сильные в физическом отношении люди, но чрезмерно активные и беспокойные в психическом. В. Прайс предположил, что к девиации склонны мужчины с дополнительными хромосомами типа Y.
- Психологические теории. Девиантное поведение объясняется воздействием психологических факторов. З. Фрейд считал, что девиантное поведение – это следствие конфликта между человеческим Я и бессознательным, между социокультурным содержанием среды индивида и его физиологическими потребностями. Э. Фромм объясняет девиацию социопсихологическим фактором, реальными условиями существования конкретного человека.
- Социологические теории. Э. Дюркгейм считал, что девиантное поведение возникает в периоды резких преобразований в жизни общества, социальных групп, личности. Эти изменения могут касаться норм, реакции индивидов на эти нормы. Развивающаяся социальная дезорганизация ведет к девиантной социализации.
- Функционалистская теория аномии Р. Мертона. Основная причина девиантного поведения – конфликт, противоречие, разрыв между культурными целями и социально одобряемыми средствами для их достижения.
Агенты девиантной социализации
Агентами девиантной социализации выступают семья, среда ближайшего окружения, школа, трудовой коллектив, средства массовой информации. Они не оказывают автоматического действия на формировании девиации. Лица с девиантным поведением могут быть как в благополучных, так и в неблагополучных семьях.
Девиация – это следствие комплексного воздействия факторов на формирование личности. Необходимо учитывать особенности личности, склад характера, воспитание, психологические черты, предшествующее образование, ситуации в конкретной социальной среде и в обществе.
Типология девиантной социализации
По происхождению выделяют:
- первичную девиацию - нарушение отдельных социальных норм поведения, присущие людям в повседневной жизни.
- вторичную девиацию - факты девиации становятся достоянием общественности, в результате чего человеку приклеивается «ярлык» девианта.
В зависимости от характера девиантного поведения выделяют:
- индивидуальные девиации;
- коллективные девиации.
Типология Мертона предполагает различные типы приспособлений к культурным целям и нормам людей, занимающих в социальной структуре общества различное положение. Согласно Мертону, существует пять типов приспособлений:
- конформизм – полная солидарность индивида с целями общества, с социально одобряемыми средствами их достижения;
- инновация – согласие с одобряемыми социумом целями, поиск новых средств их достижения;
- ритуализм – принятие одобряемых социумом институциональных средств для достижения целей, отказ от некоторых целей;
- ретритизм – отказ от одобряемых социумом целей и средств их достижения;
- мятеж – отрицание господствующих в социуме целей и средств, замена их новыми.