СМИ, то есть средства массовой информации, – это совокупность периодических печатных изданий (газет, журналов, бюллетеней и пр.), которые имеют постоянное название, текущий номер и выходят в свет не реже одного раза в год, радио, теле, видеопрограмм, кинохроникальная программа, иная форм периодического распространения массовой информации.
Психологические характеристики молодежи
Молодежь – это социально-демографическая группа, которая включает в себя людей возрастом от 15 до 30 лет, характеризующихся рядом сходных социальных и психологических черт, связанных с процессом социализации и активным освоением новых социально-профессиональных, семейно-бытовых и иных ролей.
Молодежь сегодня обладает следующими психологическими характеристиками:
- восприимчивость к инновациям;
- максимализм и изменчивость ценностей;
- склонность к подражательству и поиск собственного стиля поведения.
Особенности ценностных установок современной молодежи
Ценностные установки – это устойчивые представления, убеждения, взгляды и мотивы индивида, которые выступают в качестве его жизненных целей и средств достижения данных целей, а также являются регуляторами его поведения.
Поколение современной молодежи формируется в условиях глубокой трансформации политических, социально-экономических, а также мировоззренческих и духовных основ человеческой жизнедеятельности.
Многие общественные силы сегодня обеспокоены проблемами формирования личности молодого человека, его ценностей и идеалов. Молодое поколение более мобильно и особенно восприимчиво к инновациям, в связи с чем внутренний мир молодых людей часто находится в состоянии ценностных и мировоззренческих перестроек.
Современный молодой человек включается в новую для себя реальность, освоение которой часто происходит спонтанно без целенаправленной помощи. Однако, зачастую роль таких «помощников» берут на себя средства массовой информации, которые для молодежи становятся ведущей средой обитания.
За последние несколько десятилетий существенно изменились способы социализации молодого поколения, поскольку оно сформировано в условиях переходности и отсутствия внятной государственной идеологии. Молодежь обладает набором уникальных ценностей, которые не всегда понятны старшему поколению.
В связи с этим возникает насущная потребность восстановления преемственности поколений и поиска механизмов воспроизводства новых социокультурных ценностей. Фундаментальная особенность современного общества заключается в том, что от линейных и вертикальных форм передачи информации человечество переходит к горизонтальным связям и к своего рода диалогу культур.
Современная молодежь получает картину мира из средств массовой информации, продуктов массовой культуры, а также собственного жизненного опыта. Но так как мы живем в обществе, в котором ничего не устоялось и не определилось, то средства массовой информации оказываются не в состоянии помочь молодежи в поиске собственного предназначения. В связи с этим сегодня значительная часть молодежи теряет интерес к социальной жизни и существованию собственного государства в мировом пространстве.
Также некоторые представители молодежи накапливают в себе большое количество агрессии, объединяются под националистическими лозунгами или становятся приверженцами радикальных субкультур.
Одной из наиболее уязвимых для воздействия СМИ сторон социализации является формирование ценностных ориентаций молодежи.
Ценностные ориентации и установки являются одним из центральных личностных новообразований и выражают сознательное отношение человека к социальной действительности, которая формируется вокруг него. Поскольку СМИ сегодня достаточно сильно влияют на человека, как представителя молодежи, то именно данный социальный институт во многом провоцирует отторжение людей от собственных уникальных традиций и приобщает их к так называемой западной культуре.
Тенденции влияния СМИ на ценностные установки молодежи
В целом, можно выделить несколько тенденций влияния средств массовой информации на ценностные установки молодежи:
- формирование своеобразной обратной связи;
- универсальность передаваемых коммуникативных сообщений;
- применение разнообразных технических средств для передачи тех или иных информационных сообщений, что ускоряет и меняет систему восприятия молодыми людьми окружающего мира.
Если учесть все перечисленные тенденции, то для понимания механизма воздействия СМИ на ценностные установки молодых людей необходимо также исследовать феномены общественного сознания, общественного мнения, массового поведения людей.
Общественное мнение – это специфическое проявление массового сознания, выражающееся в оценочных суждениях (устных и письменных) и массовых действиях (мирных и немирных).
Сегодня СМИ играют двойственную роль в формировании ценностных установок молодых людей, так как они обладают высоким статусом и утверждают, закрепляют социальные функции.
Многие молодые люди сегодня воспринимают СМИ как своеобразный канал социальной мобильности. Информация, которую можно получить из СМИ, формирует у молодежи представления о том, как можно продвинуться по социальной лестнице.
Социальная мобильность – это изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность).
Информатизация общества с набором новых техник стимуляции порождает инновационные модели восприятия, которые лежат за пределами привычного чувственного опыта. При этом можно наблюдать глобальность, относительность, интерактивность, виртуальность, чувствительность, столь характерные для современной молодежи. Смена ценностных установок провоцирует изменение социума в принципе, глобализирует все происходящее в социальном пространстве в общем, и с молодыми людьми, в частности.