Молодежная субкультура
Субкультура представлена особой сферой господствующей культуры, которая отличается от нее по некоторым признакам, в частности своей внутренней организацией, обычаями и социально-культурными нормами.
Молодежная субкультура, в свою очередь, - это субкультура молодого поколения. Ее отличает особый образ и стиль жизни, язык, с помощью которого участники субкультуры общаются друг с другом и передают основные ценности. У представителей субкультуры прослеживаются специфические черты поведения, имеются собственные нормы и ценности, средства для самовыражения.
Сегодня молодежная субкультура признана самым настоящим феноменом. Он характерен как для индустриального этапа, так и для постиндустриальной стадии развития современного общества и типа культуры. Субкультура выполняет несколько ключевых функций. В частности, это:
- Социализация молодого поколения;
- Решение проблемы конфликта поколений;
- Возможность приобщаться к особый социокультурным нормам и условиям и самому генерировать их.
Субкультура не автономна, она всегда включена в общую структуру общества, относится к конкретному типу культуры. Поэтому у нее есть свои свойства и особенности, которые отличают субкультуру от любых других культурных проявлений. Молодежной субкультуре для любого общества на всех этапах развития присуще так называемое противоречие «отцов» и «детей». Его смело можно отнести к вечным проблемам. Еще Сократ в 470 году до нашей эры писал о том, что молодежь привыкла к роскошному образу жизни, она отличается весьма дурными манерами и не уважает старших. Для молодежи не существует никаких авторитетов, дети постоянно спорят с родителями и учителями. Поэтому стало исторически закономерным то, что появились новые субкультуры, которые позволили молодежи оставаться частью культурного пространства, но при этом создавать собственные идеалы и ценности, которые со временем оказались очень устойчивыми.
Появление молодежных субкультур можно соотнести с рядом причин. Во-первых, современная жизнь индустриальных и информационных обществ стала очень стремительной, и она продолжает постоянно ускоряться. Феномен молодежной культуры и субкультуры – явный признак динамических обществ. Раньше культуру никто не делил на взрослую и молодежную, а теперь у разных поколений прослеживаются значимые отличия, причем касаются они норм и ценностей, идеологии и моды, способов общения и регулярной коммуникации. В целом, это различия в образе жизни, что приводит к серьезным межпоколенческим конфликтам. В современной культуре особое место занимают инновации. Они вынуждают общество перестраиваться, и у молодежи это выходит гораздо быстрее, чем у старшего поколения. Отсюда и такая пропасть между отцами и детьми.
Во-вторых, следует отметить, что период социализации молодого поколения удлиняется. Это обусловлено увеличением времени на профессиональную подготовку, получение образования, повышения квалификации. Современная эпоха предполагает регулярные изменения в профессиональной сфере, а человек обязан соответствовать этим требованиям. В противном случае он не сможет трудоустроиться и обеспечивать себя, чтобы удовлетворять все свои потребности. Молодежь ищет новые пути для того, чтобы «быть в теме», «быть в тренде», а субкультуры – это способ взглянуть на мир под другим углом. Еще одна причина кроется в индивидуальных психологических особенностях. Дело в том, что молодежь постоянно стремится избавиться от контроля со стороны взрослых, убежать от них и стать самостоятельными. Повышенная эмоциональность, возбудимость и идеализация некоторых жизненных представлений подталкивает человека к тому, чтобы стать частью определенной субкультуры. Поэтому эти течения никогда не становятся незамеченными, а сами субкультуры не исчезают именно из-за того, что всегда есть те, кто поддерживает в них жизнь.
Роль символики молодежной субкультуры
Неотъемлемым атрибутом любой субкультуры является символика. По сути, она отличает одно субкультурное направление от всех остальных, делая его заметным. Символика – это универсальная отличительная черта, которая наделена особым смыслом, возможно даже молодые люди имеют сакральные представления о том или ином элементе. Внешний вид является одним из способов самовыражения представителя определенной субкультуры. К внешнему виду следует отнести:
- Прическу;
- Одежду;
- Атрибуты;
- Аксессуары;
- Татуировки и пирсинг;
- Имидж в целом.
Субкультуры могут в своей основе содержать различные интересы, от музыкальных стилей и направлений искусства до политических убеждений и сексуальных предпочтений. Субкультуры очень замкнуты, они стремятся к тому, чтобы их не соотносили с массовой культурой, поэтому их символика и атрибутика порой бывает даже агрессивной. Когда субкультура протестует против массовой культуры, это проявляется во внешнем виде представителя той или иной субкультуры. Для большинства субкультур выработка своей символики и стиля является неотъемлемой частью процесса формирования и создания своей устойчивой позиции в структуре культуры.
Символика отличает одну субкультуру от другой. Она же выражает характер представителей субкультуры, их настроение. Со временем очень многие символы настолько прочно сживаются с субкультурой, что даже если человек лишь примеряет на себя ее символы, то он автоматически ассоциируется с этой субкультурой. Например, это касается цветов в одежде (черный – готы, розовый – эмо и т. д.), атрибутов в виде крестов, колец с черепами. Также к признакам и символам субкультуры относятся прически. Например, для панков характерны разноцветные ирокезы, байкеры носят длинные волосы, а у скинхедов обычно бритые головы. Они все уделяют много внимания своей прическе и следят за тем, чтобы она соответствовала определенному имиджу и стилю.