Франц Эдмундович Шереги: библиографическая справка
Франц Эдмундович Шереги (20 ноября 1944 года) является одним из известных советских и российских социологов-теоретиков, который также посвятил большую часть своей жизни практическим социологическим исследованиям. Он окончил математическое отделение физико-математического факультета Ужгородского университета в 1971 году. Через несколько лет, в 1976 году, Франц Эдмундович становится кандидатом философских наук. Интерес к социологическим наукам возник у него не случайно: он внимательно наблюдал за происходящими вокруг него событиями и явлениями, давал им оценку не только как философ, но и как человек, который владеет некоторым социологическим инструментарием.
Такая практическая направленность позволила Францу Эдмундовичу стать в 1990 году директором Центра социального прогнозирования и маркетинга, который как раз ориентировался на практическую социологическую деятельность, исследование общественного мнения, а также на подготовку прогнозов и отчетов по осуществленной деятельности, разработку полезных практических рекомендаций для совершенствования различных социальных областей.
Говоря о писательской деятельности Франца Эдмундовича, необходимо подчеркнуть, что он является автором свыше 200 книг, посвященных разнообразным направлениям в социологии. В соавторстве с другим известным отечественным социологом – М.К. Горшковым, Франц Эдмундович разработал первое Интерактивное учебное пособие по прикладной социологии, которое вышло в свет в 2011 году. Из всего разнообразия тематик работ Франца Эдмундовича можно выделить наиболее востребованные и вызывающие интерес направления. К ним относятся:
- Методология и методы социологии;
- Социология образования;
- Социология науки;
- Социология девиантного поведения;
- Прикладные социологические исследования;
- Общественное мнение;
- Маркетинговые исследования.
Ф. Э. Шереги – директор Центра социального прогнозирования
Как мы уже сказали ранее, с 1990 года Франц Эдмундович является директором Центра социального прогнозирования. По сути, это первая в России негосударственная, независимая исследовательская компания, которая действовала в интересах общественности. Крайне важно было проанализировать и глубоко изучить процессы и явления, происходящие в обществе, отразить его специфические черты и понять, что происходит на самом деле. Шереги подчеркивал, что важна наработанность опыта и создание собственной тактики ведения социологического исследования от начального этапа до конца.
За десятки лет работы в Центре социального прогнозирования были созданы уникальные методики реализации социологических и маркетинговых исследований – как количественных, так и качественных. Проверенные технологии проведения замеров и исследований позволили обеспечить минимальную погрешность в результатах исследования, что дало возможность добиваться наиболее честных результатов. Знания и опыт как самого Франца Эдмундовича, так и его коллег, собственная информационная база, в которой содержатся любые экономические и социальные сведения, позволили наиболее достоверно прогнозировать общую ситуацию и частные социальные тенденции, которые наблюдаются в обществе на различных этапах его развития.
Стоит отметить значимость Центра социального прогнозирования. Он располагает надежной сетью профессиональных интервьюеров, которые располагаются в субъектах 11 территориально-экономических районов по всей стране. В их число входят: Северо-Западный, Северный, Волго-Вятский, Центральный, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный районы. Сегодня к ним присоединились Калининградская область, а также Москва и Санкт-Петербург как крупнейшие мегаполисы, которые сосредотачивают в себе наибольший спектр социальных категорий, которые ежедневно взаимодействуют друг с другом и осуществляют особо значимую деятельность. Таким образом, центр проводит достаточно оперативные социологические исследования, не зависимо от удаленности региона, города, района, области или республики от центра Российской Федерации.
Что касается точности исследований, проводимых Центром социального прогнозирования, то сам Франц Эдмундович как директор подчеркивает следующее: центр использует особые, авторские методики выборки, а также проверенные опытом исследований панели, которые позволяют получать данные с очень высокой точностью. Причем, речь идет и об общероссийских, и о региональных исследованиях. Погрешность исследований на сегодняшний день не превышает 2,5% (в то время как общепринятый допустимый уровень погрешности составляет 3-4 %).
Отлаженная общероссийская сеть собственных интервьюеров и региональных центров, которые занимаются обработкой получаемой социологической информации; собственная минитипография, вычислительный центр на территории самого Центра – все эти условия позволяют проводить наиболее быстрые, оперативные общероссийские социологические и маркетинговые исследования в самые короткие сроки. Преимущества заключаются в том, что специалисты центра могут оперативно реагировать на происходящие в мире события и явления, что позволяет им так или иначе разрешать всевозможные противоречия, которые волнуют общество в данный момент.
Сотрудники центра получают отличные навыки подготовки, имеют возможность также обучаться новым методикам и методам социологических исследований. Им предложены пути для карьерного роста, дана возможность продвижения собственных идей для улучшения работы Центра. Шереги ориентирован на поиск новых, высококвалифицированных специалистов в области социологической науки, он ведет активную преподавательскую деятельность. Под его руководством многие ученые защищают монографии и диссертации различных уровней сложности.