Рынок и его виды
Почти во всех государствах существует рыночная система экономики. Исключением является разве что Северная Корея, но у страны собственный уклад - как экономический, так и социальный. Классификация типов рынка, а также определение рынка как формы хозяйства является важным элементом экономической социологии. Современный рынок является полной противоположностью натуральному хозяйству, поскольку при рыночной системе экономики ведется производство с учетом потребительского спроса, и от него во многом зависит не только качество, но и количество производимой продукции.
Рынок - это совокупность экономических отношений, возникающих между производителями и потребителями.
Обмен на рынке стандартен: товар меняют на деньги, потребитель получает то, что поможет ему удовлетворить потребности, а производитель получает плату за свой труд.
На рынке формируются все условия для конкуренции, чтобы у потребителя обязательно был выбор между несколькими товарами или несколькими услугами.
Конкуренция выступает в качестве одного из значимых критериев рыночных отношений, но при этом конкуренция – это не единственная часть рыночных отношений. Чтобы рынок поддерживал условия для конкуренции, на нем должны присутствовать независимые друг от друга продавцы и независимые покупатели.
На сегодняшний день в экономической практике сформировалось несколько видов рынков. Некоторые признаки позволяют подразделить множество рынков на отдельные группы. Таким образом существуют следующие классификации рынков:
- по экономическому назначению в цепочке «купля-продажа»;
- по степени зрелости рыночных взаимоотношений;
- по административному и территориальному признаку.
По экономическому назначению принято выделять оптовый рынок, рынок услуг, рекламный рынок, страховой, финансовый, банковский рынки, рынок жилья и рынок труда. На оптовом рынке производится продажа крупных партий товаров, цены могут снижаться за счет увеличения товарооборота внутри этого рынка. Рынок услуг выстраивается на покупке и продаже одного или нескольких видов услуг. Эти услуги должны удовлетворять потребности пользователей. Рекламный рынок – это рынок, на котором продаются рекламные и информационные услуги. Сегодня этот рынок пользуется особой популярностью, поскольку владение большими объемами информации позволяет человеку или бизнес-системе быть в курсе последних событий и оперативно отвечать на спрос, формировать актуальное предложение. Страховой рынок – здесь предоставляют услуги в сфере страхования, которая в последние годы набрала особенную популярность. Финансовый рынок – это рынок, где осуществляется кредитование физических и юридических лиц, вклад инвестиций. Финансовый рынок считается активно развивающейся системой, поэтому внутри него чаще, чем в остальных рынках происходят серьезные изменения.
По степени зрелости экономических отношений выделяют уже развитый самостоятельный рынок, только формирующийся рынок с разной степенью ограничений в конкуренции, а также оигополистический либо монополистический рынок.
Административно-территориальный признак также позволяет классифицировать рынки на внешние, внутренние и местные.
Рынок как форма хозяйства. Специфика рынка услуг
Рынок, как уже было обозначено выше, является особой формой хозяйства и хозяйственной деятельности. Маркетинг в сфере услуг отличается от маркетинга в промышленном производстве, так как исследователи рассматривают сферу услуг как одно из самостоятельных направлений.
В последние годы сфера российских услуг значительно расширилась. Это объясняется тенденцией к усложнению производства, а также насыщением рынка товарами повседневного спроса. Одним из условий развития сферы различного рода услуг является экономический рост государства и его развитие. Однако экономический рост государства не позволяет в полном объеме удовлетворить растущие материальные потребности населения. В связи с тем, что рынок становится объектом различных исследований, в частности объектом социологии, социология рынка выделилась в виде самостоятельного научного направления.
Становление социологии рынка приходится на 60-70-е годы прошлого века. В тот момент политика присутствует и в сфере рыночного обмена, поэтому рынкам и их развитию специалисты уделяют пристальное внимание. В то же время переносятся принципы рынков на другие сферы общественной жизни, хотя изначально эти сферы совершенно никаким образом не затрагивались. Формируется особая рыночная идеология, при которой социология рынка используется понятие «рынок» в качестве аналитического инструмента. Социология рынка исследует рыночные отношения, одновременно с тем учитывает влияние на рынки исторических условий и текущих актуальных социокультурных условий обстановки.
Понятие рынка таким образом используется достаточно давно. Это позволило проанализировать проблемное поле рынков, выявить текущие и перспективные направления развития, выявить специфику рынков. К тому же в тот период необходимость в исследовании рынков была еще и из-за появления международной подоплеки, между рынками постепенно стирались географические границы, что предполагало углубленное изучение рыночных условий. Поэтому рынок как хозяйственная система был и остается одним из значимых элементов общества. Исследователи опираются на уже имеющийся опыт и предлагают новые пути для разрешения противоречий.