Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Русская Высшая школа общественных наук в Париже: основные направления деятельности

Определение 1

Русская высшая школа общественных наук — это учебное заведение, которое действовало в Париже в период с 1901 по 1095 годы, в котором прошли обучение многие выдающиеся российские политики оппозиционного направления.

Общие сведения

Определение 2

Общественные науки – это группа академических дисциплин, которые изучают аспекты бытия человека в рамках его общественной деятельности.

В конце 19 века в крупных европейских городах, а именно Милане, Стокгольме, Париже, Лондоне и других стали формироваться свободные учебные заведения, в которых велось обучение общественным наукам. Они существовали за счет добровольных пожертвований, которые вносились состоятельными людьми, а также за счет платы, которая вносилась слушателями. Прием в эти учебные заведения фактически был свободным, в них не нужно было сдавать экзамены, а также отсутствовали ограничения по возрасту. Это значительно расширило возможности внедрения перспективных образовательных идей в реальную практику.

В 1898 году в Париже создали Свободный колледж социальных наук, который в последствии преобразовали в Свободную Высшую школу общественных наук.

В данном учреждении преподавал М.М. Ковалевский, который предложил организовать чтение лекций по русскому праву, как государственному, так и гражданскому. Такой подход позволил обеспечить всестороннее рассмотрение многих социологических и политических вопросов.

Во время общения с русскими студентами, которые учились в Париже, Ковалевский убедился, что лекции русских профессоров будут пользоваться большим успехом. Совместно с Гамбаровым он решил организовать Русскую высшую школу общественных наук. Для того, чтобы открыть школу и организовать учебный процесс требовались финансовые средства. Ученые внесли личные средства для реализации нужд современных студентов. Позднее инвесторы внесли и собственные средства. Все финансово – экономические проблемы учебного заведения были решены за счет вхождения на условиях автономии Русской Высшей школы в состав Свободной Высшей школы общественных наук.

«Русская Высшая школа общественных наук в Париже: основные направления деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

История школы

Торжественное открытие Русской Высшей школы состоялось 19 ноября 1901 года. Деятельность данной школы достаточно широко освещалась в прессе, в таких изданиях как:

  • «Русские ведомости»;
  • «Русское слово»;
  • «Право»;
  • «Вестник воспитания».

Существенным преимуществом Школы являлся тот факт, что она предоставляла образование, которое равноценно высшему, но при этом вступительных испытаний в ней не проводилось и даже не требовалось предоставлять свидетельство об окончании гимназии. При этом плата за обучение была сравнительно невысокой.

При таких условиях популярность школы стремительно росла. Также к обучению в школе привлекалось много людей потому, что в ней преподавались общественные науки, и студенты, окончившие ее получали право проживать во Франции. Поэтому основным контингентом школы стала политизированная молодежь.

Подбор лекторов в данной школе можно назвать весьма необычным. В 1903 году лектором в данной школе был В.И. Ульянов (Ленин), причем в этом же году курс лекций читал М. В. Чернов.

Эти тенденции в некоторой степени политизировали обстановку в Русской Высшей школе общественных наук. Все это привело к тому, что школа превратилась в политический клуб.

Определение 3

Политический клуб – это общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанного с политическими интересами, реализации конкретных проектов, достижения определенных целей.

В 1904-1905 годах в школе на постоянной основе стали выступать политические лидеры. Эта тенденция стала переломным моментом в процессе существования данного учебного заведения.

В итоге слушатели раскололись на противостоящие друг другу политические группировки. Интересы слушателей, их академический прогресс отошли на другой план. Поскольку студентов, заинтересованных политикой больше, чем учебой, стало большинство, то существование этого учебного заведения потеряло всякий смысл.

В последствии в декабре 1905 года императором Николаем II был утвержден «Всеподданейший доклад», автором которого являлся И.И. Толстой. В докладе объективно признавалась необходимость разрешить открытие в России частных учебных заведений, что также лишало существование Русской Высшей школы в Париже смысла.

Окончательно она прекратила свое существование в январе 1906 года. Эта ситуация оказалась неизбежной ввиду наличия нескольких факторов.

Структура школы и направления ее деятельности

Изначально школу задумывали как просветительское мероприятие, поэтому ее основывали крупнейшие социологи позитивистского направления. Это направление проявилось как в социологии, так и в политологии.

Определение 4

Позитивизм – это общекультурная (идеологическая) установка «западного» сознания, сложившаяся в процессе становления капиталистического (промышленного) общества, пришедшего на смену феодальному.

Среди них:

  • М.М. Ковалевский;
  • И.И. Мечников;
  • Е.В. Роберти.
Определение 5

М.М. Ковалевский – это один из крупнейших представителей либерализма в Российской империи, сторонник конституционной, или «народной», монархии, которой он отводил роль верховного посредника между классами и защитника интересов народных масс.

Связь школьных организаторов с ведущей профессурой России помогала стабилизировать уровень образования и значительно его повысить. Некоторое время Русская Высшая школа была одним из самых перспективных образовательных учреждений.

Число преподавателей в школе превышало 50 человек. Слушатели были постоянными и временными. Лекции читались чаще на русском языке, чем на французском.

По свидетельству Ю. С. Гамбарова, практические занятия и спецкурсы проводились в школе днём, а лекции читались обыкновенно по вечерам. Также в данном учебном заведении работали А. И. Чупров и С.И. Венгеров.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 23.07.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot