Понятие ролевого напряжения
Ролевое напряжение – это трудности, возникающие в процессе выполнения ролевых обязательств, и несоответствие внутренних личностных установок требованиям роли.
Ролевое напряжение может возрасти из-за неадекватной ролевой подготовки, возникновения ролевого конфликта или неудач, возникающих при исполнении данной роли.
При достижении определенного статуса и исполнении соответствующей социальной роли, также может возникать ролевое напряжение.
Обучение исполнять социальную роль считается успешным только при последовательной подготовке к переходу от одной роли к другой на протяжении всей человеческой жизни. В процессе непрерывной социализации, опыт каждого жизненного этапа подготавливает человека к следующему. В примитивных обществах это особенно заметно.
Например, мальчик из племени индейцев-охотников практически с рождения играет с маленьким луком и стрелами, а спустя некоторое время получает настоящий лук, становясь похожим на мужчин своего племени.
Ранняя подготовка к смене этапов – не всеобщее явление социальной жизни. Современному обществу характерно ролевое обучение, базирующееся на прерывности, делающей социализирующий опыт, полученный в одном возрастном периоде, практически не пригодным для использования в другом.
Например, подавляющая масса мужчин и женщин работают вдали от дома, из-за чего дети не могут наблюдать за их деятельностью и помогать им. В современном обществе дети практически не занимаются домашней работой, а девочки не обучаются мастерству и установкам на ведение домашнего хозяйства. Как правило, игровая активность детей практически не связана с задачами взрослых и не способствует воспитанию в детях необходимых навыков для будущей профессиональной деятельности. Заканчивая школу, молодые люди не знают, кем станут, чему хотят обучаться, и какую роль им предстоит выполнять в ближайшем будущем. Из этого вытекает формирование ролевого напряжения, связанного с некорректным восприятием будущей роли, а также со слабой подготовкой к ней, а значит, данная роль будет исполняться слабо.
Еще один источник ролевого напряжения в социализации – это моральная подготовка личности к исполнению ролей на базе формальных правил социального поведения. При этом часто игнорируется обучение неформальным модификациям этих правил, реально существующих в окружающем мире. Иными словами, индивиды, обучающиеся определенным ролям, усваивают идеальную картину окружающего мира, а не реальное положение дел и реальные отношения с другими людьми.
Конфликт и его виды
Конфликт – это противоборство между субъектами социального взаимодействия, ввиду наличия у них противоположных мотивов, включая потребности, интересы, цели, идеалы, убеждения, или суждений – мысли взгляды, оценки и пр.
Типовыми моделями конфликтов выступают следующие:
- «плюс-минус»;
- «плюс-плюс»;
- «минус-минус».
Конфликт «плюс-плюс» предполагает выбор одного из двух благоприятных вариантов. Например, куда ехать в отпуск или машину какой марки купить. Необходимо отметить, что выбор происходит из двух благоприятных вариантов, но необходимость совершить выбор может быть так сложна и мучительно, что ее сопровождает стрессовая ситуация.
Конфликт «плюс-минус» - это притягивание и отталкивание, принятие решения, когда у каждого варианта отмечаются позитивные и негативные последствия, а выбрать надо один, учитывая необходимость решения общей задачи. Например, при конфликте между руководителем и подчиненными, увольнение подчиненного – это альтернатива для руководителя. Увольнение невыгодного подчиненного – это позитивный аспект, а поиск нового сотрудника – негативная сторона. В таком случае учитываются варианты, эмоциональные и материальные затраты на реализацию поставленной цели.
Любой конфликт несет как положительные последствия, так и отрицательные. Несмотря на их четкое разделение в теории, на практике не всегда так легко разграничить конструктивность и деструктивность конкретного конфликта. Это зависит от ряда причин:
- трудность формирования обобщенной оценки положительных и отрицательных следствий конфликтного взаимодействия;
- изменение степени деструктивности и конструктивности в зависимости от стадии развития;
- конфликт может быть одновременно и конструктивным, и деструктивным для разных конфликтующих сторон;
- конструктивность и деструктивность конфликта могут по-разному восприниматься его основными участниками и их социальным окружением.
Положительный, функционально полезный результат конфликта – это решение проблемы, породившей разногласия, с учетом взаимных интересов и целей всех сторон, а также достижение доверия и понимания, укрепление партнерских взаимоотношений и сотрудничества.
Конфликт является способом выявить и зафиксировать разногласия, а также проблемы в обществе, организации и группе. Конфликт свидетельствует о достижении разногласиями наивысшего предела, поэтому необходимо принимать незамедлительные меры по их устранению. Иными словами, любой конфликт выполняет информационную функцию, предоставляя дополнительные импульсы для осознания своих и чужих интересов в противостоянии.
Развитие конфликта способствует устранению тех недостатков социальной организации, которыми он был вызван. Конфликт снимает социальную напряженность и ликвидирует стрессовые ситуации, помогая разрядить обстановку.
Отрицательными, то есть деструктивными результатами конфликта выступают неудовлетворенность людей общим делом, отход от решения текущих проблем, нарастание враждебности в межгрупповых и межличностных отношениях.
Также ролевой конфликт может состоять из противоречий между разными ролями разных сотрудников организации. Внутриличностный конфликт может возникать в связи с несовпадением личных потребностей или ценностей работника. Сложность решения внутриличностных конфликтов заключается в том, что иногда сталкиваются три составляющие, необходимые для достижения поставленной цели: желания. необходимость и возможности.