Сущность метода социометрии
Методика социометрии является одной из наиболее востребованных и популярных, и применяется она для того, чтобы максимально эффективно и достоверно измерить межличностные отношения участников группы.
Создателем социометрического измерения является социолог и психолог Джейкоб Морено (1889-1974 гг.). Согласно его исследованиям и появившейся в последствии теории, все социальные конфликты, напряжения, противоречия в обществе обусловлены тем, что структура общества на микро- и макроуровнях совершенно не совпадает. Это значит, что система симпатий и антипатий в которой живет индивид, нередко смещается. Приводит такое явление к тому, что, в итоге, человек общается и дружит с теми людьми, которые совершенно неприемлемы для него в психологическом плане.
Основная задача социометрического метода заключается в том, чтобы привести в структурное соответствие микро- и макромир человека. Именно с такой целью и должна использоваться социометрическая методика: чтобы выявить и изучить симпатии и антипатии в группе и, в соответствии с полученными результатами разработать и осуществить изменения, которые будут благоприятно сказываться на отношениях в группе.
Вся социометрическая процедура заключается в том, что членам конкретной группы предлагают ответить на вопросы. Каждый вопрос подразумевает перечисление (в порядке предпочтения – от более предпочитаемых к менее предпочитаемым) тех коллег по своей группе, с которыми каждый из опрашиваемых хотел бы иметь большее взаимодействия в процессе деятельности: вместе работать, совместно отдыхать, сидеть за одним столом, находиться в одном кабинете или за одной партой и т. д.
Вопросы, которые отражают желание человека участвовать с кем-либо в совместной деятельности – это и есть критерии выбора. Критерии выбора также неоднородны, поскольку они могут быть следующих видов:
- Слабые критерии выбора;
- Сильные критерии выбора.
Если для человека какая-либо деятельность очень важна, если связи его с коллегами тесны и продолжительны, то, таким образом, гораздо сильнее выделяется его критерий выбора. К тому же, их можно выявить, задавая разные типы вопросов. Подбираются они таким образом, чтобы определить стремление человека к общению с остальными членами своего коллектива, а также к участию в разнообразных видах деятельности. Это может быть и трудовая деятельность, и учебный процесс, а также отдых и досуговая деятельность, отношения на уровне дружбы.
Социометрические результаты
Социометрия – это методика, которая предполагает в конечном итоге получение адекватных а актуальных результатов. Но для того, чтобы получить их, необходимо провести некоторые измерения. Результаты, которые получены при помощи социометрического измерения, могут быть представлены в виде:
- социограммы,
- матрицы,
- специальных числовых индексов.
Выбор формы зависит от целей исследователя и его желания представить результаты в том или ином формате.
Социограмма – это специальное графическое изображение, которое отражает результаты, полученные в итоге социометрического измерения. В социограмме отражаются основные результаты, благодаря которым исследователи и специалисты могут определить характер межличностных отношений в исследуемой группе. При этом, социограмма дает наиболее наглядное представление о том, как складывается внутригрупповая дифференциация, как структурируется обществе и как располагаются члены в иерархии малой социальной группы (в соответствии с их статусов). От статуса зависит очень многое. Чем популярнее человек, тем востребованнее он будет, все зависит лишь от того, какой ценой он достиг таких высот, и несет ли его деятельность благоприятные последствия.
Социограмма изображается в виде нескольких окружностей, где, с помощью специальных знаков и стрелок отображают тип выбора человека (позитивный, негативный, односторонний или двусторонний – взаимный). Исследования и опыт показывают, что чаще всего в среднестатистических социометрических результатах может встречаться несколько положительных группировок, состоящих из 2-4 членов. Также социограмма наглядно показывает центральных (наиболее властных и влиятельных друг на друга и на остальных членов группы) персонажей, взаимные пары и группировки лиц, которые связаны друг с другом общностью деятельности и, соответственно, выбирающие друг друга на основании определенных признаков.
Также в социометрической процедуру и для измерения результатов используется сразу несколько типов процедур, и исследователь вправе самостоятельно выбирать одну или несколько в зависимости от того, каковы цели и задачи его измерения, и в какой группе он работает. Различают такие процедуры, как:
- Процедура для организации глубинного исследования группы, ее структуры, способов ведения внутренней деятельности;
- Диагностическая процедура, которая предназначена для исследования положения одного или нескольких индивидов в группе, или для определения места группы в сообществе;
- Терапевтическая и политическая процедуры, которые необходимы для того, чтобы оказать помощь индивидам в том случае, если они сталкиваются с проблемами адаптации и социализации;
- Полная социометрическая процедура – она представляет собой синтез всех вышеперечисленных этапов. В данном случае они превращаются в единственную операцию, причем каждый из методов зависит друг от друга, что делает их неразрывно связанными.
Среди методов социометрического исследования выделим такие, как:
- тест знакомств (измеряется при помощи индекса знакомств и выражен в диаграмме знакомств);
- социометрический тест;
- тест ролей в социальной группе;
- тест взаимодействия (как в рамках группы, так и за ее пределами);
- тест спонтанности;
- психодрама;
- социодрама;
- живая газета;
- терапевтический фильм (движущаяся картинка).
Каждый из этих методов позволяет рассмотреть отношения в заданной группе под разными углами, выявить сильные эмоциональные привязанности или прогрессирующие антипатии, которые могут затем перерасти в конфликт интересов.