Этапы развития социологии культуры
В развитии социологии культуры исследователями выделяется несколько ключевых этапов, которые отражают особенности зарождения и развития данного научно-исследовательского направления и его основные, наиболее яркие характеристики:
- Эмпирический этап развития социологии культуры;
- Эволюционный этап развития социологии культуры.
Эмпирический этап развития социологии культуры – это одна из первых стадий, которой характерен сбор информации о культурной жизни и об особенностях различных народов и национальностях. Исследователи уделяли особое внимание рассмотрению обычаев и нравов населения, их образу жизни, а также описанию и систематизации полученных знаний в отдельные направления (в подструктуру социологии культуры).
Эволюционный этап развития социологии культуры формировался так же активно, как и эмпирический. В нем развивалась концепция, предполагающая единство человеческого рода, а также активно продвигалась идея о единообразии и однолинейности развития культуры. Таким образом, социология культуры полагала, что культура любого народа соответствовала цепочке развития «от простого к более сложному».
Единство человечества и единство природы и человека были взаимосвязаны друг с другом, что неоднократно доказывалось многими исследователями в области культурологии и антропологии.
Природное начало человека всегда противопоставлялось культуре, поскольку под ней понимали адаптацию человека к различным условиям жизни, его приспособление. Индивид преобразовывал мир вокруг себя, делал его более подходящим для жилья, комфортным для существования. Таким образом, постепенно вырастали города, происходили активные урбанизационные процессы. В этом был выражен весь смысл эмпирического этапа развития социологии культуры.
Также, в эмпирическом этапе можно выделить сразу несколько основных период формирования культуры социологии, которые отражают ее специфику и многогранность:
- Во-первых, это культура для рабов, которая существовала преимущественно в рабовладельческом обществе. Она развивалась исключительно для того, чтобы удовлетворять самые основные потребности индивидов.
- Во-вторых, гуманизация культуры, которая на первый план выдвигает человека как самую главную и непоколебимую ценность (Т. Мор и его утопический социализм).
- В-третьих, идеи Вереса, который предполагал, что основная цель культуры заключается в том, чтобы воспитывать в человеке способность и потребность к производительному труду. При этом само развитие личности выходит на второй план.
Эволюция развития социологии культуры
Эволюционность развития социологии культуры была продемонстрирована в работах многих известных исследователей. Так, например, З. Фрейд пришел к выводу о том, что человек – это не просто разумное существо. Ему все еще характерны инстинкты, которые обычно спят, поскольку преимущественно инстинкт – это удел животного. Открытия, которые были произведены в антропологической науке, продемонстрировали, что нет такой науки, которая была бы центральной и решала бы проблемы любого человека, поскольку человечество еще стремится к тому, чтобы достичь своей наивысшей ступени социального развития.
Нередко затрагивались вопросы соотношения природы и культуры. В эпоху Просвещения существовали две точки зрения относительно этих вопросов. С одной стороны, природа считалась исходным, но далеким от совершенства состоянием, а культура могла бы стать тем самым средством, которое поможет человеку достичь совершенства. С другой стороны, природа – это идеал гармонии, а культуры – это всего лишь искусственная структура, которая извращается под воздействием человека, становится испорченной, порочной, совершенно неестественной.
Одним из тех, кто выдвинул такие предположения, стал Руссо. Он также акцентировал внимание на том, что совершенство дается человеку от природы, а культура лишь портит его, так как изначально культура – это искусственное образование, которое не может быть в мирном взаимоотношении с естественностью. Когда культура вмешивается в жизнь человека, она оказывает на него негативное воздействие, сковывает его уникальные возможности и в целом носит универсальный характер. Она стирает уникальные черты индивидов, делает их равными друг перед другом. Отношения между людьми ослабляются и заметно искажаются, в них появляются ложь и сомнения.
В противовес этому мнению существовало мнение Вольтера. Он предполагал, что история человека берет свое начало с древнего, дикого состояния, которое не дает ему развиваться и постигать новые формы жизнедеятельности. Лишь культура может очеловечить человека, дать ему шансы на развитие, постижение новых смыслов и истин, которые откроют ему новые возможности и, как следствие, позволят затем воссоздавать новые культурные формы, создавать более комфортные условия для жизнедеятельности и проживания.
Несмотря на две противоположные точки зрения в отношении развития социологии культуры, оба этих взгляда оказали заметное влияние на формирование социологической модели общества. так, Руссо видит общество равных с минимальными потребностями его членов, и не считает нужным вносить какие-либо культурные изменения, поскольку они приведут исключительно к негативным последствиям и разрушению и так достаточно слабых связей между индивидам. В свою очередь, Вольтер высказал предположение о том, что общество – это двустороннее образование: в нем есть и материальное, и духовное богатство, а положение каждого индивида зависит лишь от его уникальных внутренних талантов и способностей. Проявиться они могут лишь благодаря активной культурной деятельности и воссозданию новых культурных форм, которые позволят ему улучшить окружающие условия и вывести развитие общества на совершенно новые качественный и количественный уровень. Несмотря на противоречие, обе эти модель актуализированы и по сей день.