Исторические характеристики рабства
Рабство является исторически одной из первых форм эксплуатации человека и его труда. К тому же, исследователи отмечают не только первоначальность этого явления, но еще его жестокость и грубость. Рабовладельцы не отказывали себе в том, чтобы издеваться над рабами, проявлять к ним самые крайние формы жестокого отношения, считая их своей собственностью. В рабстве раб, наряду с орудиями производства, в действительности являлся собственностью своего владельца: владелец мог продавать раба, покупать его снова, обменивать его на различные вещи первой необходимости, а также всячески эксплуатировал и заставлял осуществлять самую сложную работу, за которую никогда бы не взялся сам господин.
Иное историческое определение дали рабству другие исследователи этого феномена. Они назвали его не просто явлением: рабство – это состояние общества, в котором допускается возможность нахождения одних людей (рабов) в собственности у других людей (господ). Господин полностью владеет рабом и его жизнью, распоряжается его телом, может продавать его, может позволять некоторые поблажки и допущения, если сам этого захочет. Будучи собственностью другого человека, раб не принадлежит самому себе. Он не может распоряжаться собой, выбирать свое будущее, настоящее времяпровождение. У него не может быть желаний освободиться, поскольку он полностью под контролем господина и должен подчиняться лишь его воле.
Рабство возникло естественным путем, как считают историки и исследователи. В обществе всегда были люди, которые обладали меньшими правами и свободами, а также люди, которые могли эти пользоваться. Они осознавали, что бесправные могут трудиться и осуществлять любую деятельность лишь за право выжить. Человек, который по тем или иным причинам попадал в рабство, не имел никаких прав, к тому же у него не было экономического стимула к тому, чтобы осуществлять свою деятельности. Таким образом, рабы осуществляли работу только по прямому принуждению, подвергались различным испытаниям:
- Их клеймили, чтобы отметить их низшее, унизительное место в обществе;
- Рабов заставляли заниматься самым ужасным трудом, за который никогда бы не взялся ни один господин или человек, обладающий правами;
- Раб находится в полной собственности своего господина, не может самостоятельно покинуть его или землю, за которой он закреплен;
- Рабы носили определенную одежду, ошейники, чтобы их положение было подчеркнуто также внешними признаками.
Таким образом, раба приравнивали к вещи, и никто не предполагал, что раб может изменить свой статус и избавить от этих атрибутов.
В целом, в истории есть несколько случаев, когда рабов освобождали, и они получали возможность развиваться, подниматься по карьерной и экономической лестнице вверх. Но в подавляющем большинстве случаев рабы оставались рабами без прав и свобод, их дети продолжали дело родителей, и это клеймо переходило из поколения в поколение.
Особенности рабства в истории человечества
Рабство появилось еще в период разложения первобытнообщинного строя. Затем оно легло в основу рабовладельческого строя, просуществовавшего довольно значимый период человеческой истории. В основном было несколько источников, с помощью которых в обществе всегда были рабы:
- Иноплеменники, которые были захвачены в плен во время военных действий или действий, которые предпринимались специально для того, чтобы осуществить набег и разорить некоторые территории;
- Соплеменники, которые были обращены в рабство за невозможность уплачивать налоги и долги, а также в качестве наказания за совершенные преступления – воровство, убийства;
- Естественный прирост рабской силы;
- Работорговля, которая была отлажена по всему миру.
Самой первой формой рабства считается так называемое «патриархальное рабство». При нем рабы были членами семьи, но при этом не обладали никакими видимыми правами. Они жили под одной крышей со своими господами, исполняли самую сложную работу, за которую не брались полноправные члены семьи. Чаще всего работа была связана с натуральным видом хозяйства. Патриархальное рабство было той формой, которая существовала в определенной степени у всех народов мира при переходе к классовой форме общества.
Что касается классического рабства, то его расцвет был достаточно кратковременным. В самой природе рабского труда были заложены причины, по которым он все равно завершит свое существование и переродится в более современные формы. Например, рабы испытывали отвращение к работе, которую они исполняли, и такое отношение не могло не привести к экономической неэффективности рабства. Такие условия требования в лучшем случае модификации рабской зависимости, изменения условий взаимоотношение раба и его владельца. Так, рабство постепенно угасало из-за уменьшения потока рабов, из-за того, что они постоянно бунтовали и выступали за свои права, при этом отказываясь от осуществления своей работы. Рабовладельцы были попросту вынуждены искать новые формы эксплуатации, чтобы поддерживать экономический баланс и благосостояние.
Таким образом, начали появляться новые формы мотивации раба, ведь рабовладельцы стремились заинтересовать его в собственной деятельности. Это стало фактором, который повысил эффективность эксплуатации. Многие рабы закреплялись за своей землей и постепенно начали сливаться с колонами. Исторически этот момент стал переломным, обусловленным экономическими причинами. Он привел к фактическому стиранию различий между рабами и колонами. Рабство очень широко распространялось по всему миру, народы использовали различные способа владеть человеком, его жизнью, но при этом относиться к нему так, чтобы он не чувствовал видимого угнетения. Развивались новые формы рабства, некоторые из которых стали исторически закрепленными, а некоторые быстро угасали. Фактически, рабство исчезло только в 20 веке, последней страной стала Америка из-за некоторых документальных расхождений.