Социометрическое исследование в социальной психологии
Социометрия представляет собой часть социальной психологии, точнее, - один из ее методов. Он был разработан в начале 20 века известным социальным психологом из Соединенных Штатов Америки – Джекобом Морено.
Цель социометрического измерения – количественное выражение структуры отношений, которые складываются между участниками одной группы. Измерение производится исходя из числа взаимных выборов членов группы, которые делаются согласно определенному ряду социометрических критериев (вопросов).
В целом, метод социометрии применяется в рамках социологических и социально-психологических исследований. Он необходим для ведения диагностики межгрупповых отношений с целью измерить их к лучшему, совершенствовать и избавлять от возможных проблем и их осложнений. Социометрия открывает перед исследователями возможности изучать типологию социального поведения человека в условиях групповой деятельности, а также судить о том, насколько члены конкретных групп социально и психологически совместимы друг с другом.
Цели социометрической процедуры могут быть следующие:
- Измерить степень сплоченности и разобщенности, с которыми сталкиваются участники социальной группы и коллектива. Сплоченность и разобщенность может быть определена и измерена благодаря социометрическим критериям, где отражена специфика психологического восприятия одним членом группы всех остальных;
- Выявить авторитет члена группы по уровню и признакам симпатии и антипатии, которые выражают друг к другу члены организации и коллектива. На крайних полюсах оказываются «лидер» группы и человек, который становится «изгоем»;
- Обнаружить внутригрупповые образования, которые организовываются в подструктуре группы. Они имеют своих неформальных лидеров и объединяются по каким-либо конкретным признакам.
Полученные данные в результате социометрического измерения позволяют выявить авторитет как формального, так и неформального лидеров. Они довольно успешно используются для того, чтобы организовать успешную и необходимую перегруппировку людей в рамках одной команды. Это позволяет снизить степень напряженности в коллективе, которая возникает в случае несовпадения интересов, или в целом из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Преимущество социометрического измерения также заключается в том, что оно не требует больших временных затрат. В среднем на проведение одного социометрического исследования уходит около 15 минут.
Тем не менее, исследователи подчеркивают, что социометрия не может стать тем самым радикальным способом, который разрешит все противоречия и проблемы, возникающие внутри группы. Причину проблем стоит искать не в степени симпатий и антипатий, а также не в их взаимности, а в более серьезных источниках, каких как: ценностные ориентации членов группы, их отношения к целям организации, психологические особенности человека, в его желании развиваться, совершать разнообразные действия, которые могут противоречить их желаниям.
Процедура социометрии в психологии
Процедура социометрического измерения, в том числе и в рамках психологии, включает в себя несколько этапов. Сначала производится постановка наиболее приоритетных задач исследования, выбираются объекты измерений. После этого формулируются гипотезы (предположения по исходу социометрического измерения) и положения, которые касаются возможных критериев опроса членов определенной социальной групп.
Важно отметить, что социометрия не предполагает абсолютной анонимности, поскольку, если она будет проводиться в анонимной форме, то будет бессмысленна и неэффективна. В связи с этим перед экспериментатором может возникнуть трудность, когда он (или она) попросят участников раскрыть свои симпатии и антипатии. Нередко люди попросту отказываются от участия в измерении, поскольку им кажется, что высказывание объективного мнения может навредить его отношениям с остальными участниками социальной группы.
Критерии, которые отбираются исследователями для получения данных о симпатиях и антипатиях, заносятся в специально подготовленную карточку. Также ему могут предложить ответить на вопросы в устном виде, организовав исследование по типу устного интервью. Критерии предлагаются в виде вопросов, в которых содержится противоречие: человек должен выбрать из своей группы тех членов, с которыми он в большей степени хотел бы проводить совместную деятельность, и тех, с кем он в целом не хотел бы вступать ни в какие взаимодействия. Также социометрическая процедура в психологии может приобретать несколько форм:
- Непараметрическая форма социометрической процедуры – участник измерения может отвечать на вопросы карточки, используя при этом неограниченное число ответов. Преимущества – исследователь может выявить эмоциональную экспансивность участника, но при этом исследователь также сталкивается с трудностями анализа;
- Параметрическая форма социометрической процедуры – участник социометрического исследования может выбирать только строго фиксированное число из всех членов группы. Достоинство данной процедуры – увеличивается надежность и достоверность, исследователю гораздо легче проводить статистическую обработку. Недостатки процедуры – невозможно раскрыть все многообразие, которое присутствует во взаимоотношениях между участниками группы. При этом можно выявить только субъективно значимые связи.
Таким образом, в психологии социометрические измерения сегодня достаточно востребованы. Они имеют как достоинства, так и недостатки, но исследователи подчеркивают, что именно благодаря социометрии они имеют возможность более углубленно изучить взаимоотношения между участниками группы, а также понять, почему у них складывается то или иное отношение. Не анонимность является значимым преимуществом, поскольку в сложившихся условиях участники могут высказать более объективное и честное мнение, осознавая свою ответственность и признавая желание сделать отношения лучше и эффективнее.