Социометрическая методика: что это?
Социометрия является одним из наиболее известных методов, применяемых для того, чтобы определить характер межличностных отношений, которые складываются между членами какой-либо группы.
Методика социометрии была предложена в 30-40-е годы 20 века американским психологом Джекобом Морено. Согласно его теоретическим разработкам, все конфликты и критические ситуации, которые возникают в социуме, обусловлены тем, что в группе не совпадает ее микро- и макроструктуры. По его мнению, такое расхождение означает, что система, строящаяся по принципу «симпатии-антипатии», часто выходит за рамки заданной индивиду макроструктуры. Таким образом, те люди, которых человек считает своими близкими друзьями, по сути могут быть совершенно неприемлемы ему в психологическом плане (разный темперамент, цели, задачи и ценностные ориентиры).
Задача, которая стоит перед исследователем в области социометрии, заключается в том, чтобы привести в соответствие микро- и макроструктуры, уменьшить их расхождения. Именно для этого сегодня повсеместно применяется социометрическая методика, ведь с ее помощью можно изучать как симпатии, так и антипатии, а в соответствии с результатами определять изменения, которые происходят в структуре группы и, соответственно, в психологическом состоянии человека.
В буквальном смысле термин «социометрия» введен для обозначения социального измерения конкретной социальной группы или коллектива. Социометрическая методика необходима для того, чтобы дать объективную оценку межличностным отношениям, которые складываются на основе неформального общения. Чаще всего исследуются симпатии или антипатии участника группы к остальным членам, уровень доверия, привлекательности и желания вступать во взаимодействия для разрешения каких-либо наиболее значимых вопросов. Социометрия имеет характер опроса, но при этом в значительной степени отличается от стандартного анкетного опроса и интервью. Отличия касаются в основном эмоциональной сферы отношений людей, ведь им приходится отвечать не на отстраненные вопросы, а на вопросы, которые касаются их непосредственного отношения к другим людям.
Специфика процедуры социометрического измерения
Процедура социометрического измерения заключается в том, что его участникам предлагается ответить на вопросы, которые касаются предпочтений в отношении тех или иных коллег или товарищей по группе. Предпочтения выстраиваются по принципу, с кем участник измерения хотел бы работать, проводить свободное время, сидеть за одной партой или в одном кабинете. Вопросы, которые касаются желания человека участвовать с кем-либо в совместной деятельности – это критерии выбора, которые заранее готовятся в зависимости от специфики коллектива.
Когда исследователь планирует проведение социометрического измерения, то перед ним встает задача разрешить вопрос как о качестве, так и количество используемых им критериев. Также очень важную роль играет количество выборов, которые может сделать каждый участник социометрического измерения, их интенсивность – участник может измерить тот или иной критерий с точки зрения «в большей степени склонен» или «в меньшей степени склонен». Преимущественно количество выборов не должно превышать трех.
Социометрическая процедура может соответствовать трем ключевым целям:
- Измерение степени как сплоченности, так и разобщенности в рамках одной социальной группы;
- Выявление так называемых «социометрических позиций», которое возможно благодаря определению критериев социометрического измерения. Социометрические позиции определяют соотносительный авторитет каждого члена группы, а на основе этих данных определяется человек, который набрал больше всего симпатий (лидер, звезда) и человек, которые набрал большее количество антипатий (изгой, отвергнутый). Таким образом, на крайних полюсах оказываются «лидер группы» и «отвергнутый»;
- Обнаружение подсистем, которые образуются в пределах одной общей системы. Во главе каждой подсистемы могут быть также свои неформальные лидеры. Группы могут образовываться на основе общих интересов, иногда на основе антипатии к одному человеку (изгою), или как приверженцы человека, которого они считают своим неформальным лидером.
Проведение социометрии и выбор вопросов (критериев) зависит от того, в каком коллективе проводится данное измерение. Таким образом, можно выделить две ключевые группы вопросов: вопросы для изучения деловых отношений и вопросы для изучения личных отношений.
Вопросы для изучения деловых отношений, которые складываются внутри социальных групп, формулируются следующим образом:
- Кого из ряда ваших коллег вы попросили бы оказать помощь в случае возникновения какой-либо противоречивой ситуации? (в первую, вторую и последнюю очередь)
- Кого вы не стали бы просить о помощи в случае затруднений с заданием?
- С кем из членов коллектива вы хотели бы поехать в командировку, а с кем не хотели бы взаимодействовать во время служебной командировки?
- Кто из членов группы может благополучно исполнить функцию лидера? (староста, профорг, организатор)
- Кому из членов группы будет сложнее всего брать на себя обязанности лидера?
Что касается вопросов, которые определяют характер личных отношений участников группы, то они могут быть сформулированы следующим образом:
- К кому из членов группы вы бы могли обратиться за помощью в сложной жизненной ситуации, а к кому не стели бы?
- Если бы члены вашей группы проживали в общежитии, то с кем из них вы бы хотели жить в одной комнате, а с кем нет?
- Кого из участников группы вы бы пригласили на день рождения, а кого не хотели бы видеть там?
Таким образом, вопросы позволяют раскрыть взаимоотношения между участниками группы на различных уровнях. К тому же, они довольно наглядно демонстрируют антипатии или симпатии в отношении конкретных членов социальной группы, и далее для исследователя стоит важная задача определить, почему члены группы ставят друг друга именно в такое положение, а не в какое-либо другое.