Социальное государство – это тип политической системы, в которой для каждого гражданина создается достойный уровень жизни и широкий набор разнообразных социальных благ (жилье, медицинская помощь, образование, пенсия, занятость и пр.).
Сущность социального государства
Власть в социальном государстве ограничивается правами человека и гражданина, а установленный порядок обеспечивает свободу и формальное равенство граждан, а также господство права.
Успешное функционирование социального государства становится возможным только на основе высокоразвитой экономики, которая имеет большую степень эффективности и ориентируется на интересы всех слоев общества.
В нашей стране формирование социального государства находится на самом раннем этапе. При этом суть социальной политики государства, которое ставит перед собой задачу превратиться в социальное государство, должна быть ориентирована на всестороннее повышение благосостояния и уровня жизни населения. Социальная политика должна быть сильной, эффективной и выдвигаться на первый план.
Социальное государство является более высокой степенью государственности. При этом социальное государство не утрачивает собственных карательно – репрессивных функций. Но оно применяет их только в крайних случаях в отношении узкого круга лиц, которые нарушают права и свободы всех граждан.
Принцип построения социального государства закрепляется в ст. 7 Конституции РФ. Согласно данному документу, принцип социального государства состоит в некоторой степени уравнивания людей в их социальном положении. В дальнейшем происходит сглаживание негативного эффекта от имеющегося в обществе социального расслоения.
Что касается нашей страны, то в ней фактически отсутствует эффективная система мер защиты личности от произвола государства. Граждане России не могут защитить свои права в достаточно большом количестве ситуаций. Многие государственные и муниципальные органы власти не могут привыкнуть к тому, что власть и граждане ограничены правом. Многие граждане просто не знают, каким образом отстаивать свои права, куда обращаться в случае их ущемления.
В России такая тенденция также выражается в нарушении международных актов, которые относятся к правам народов, нарушении правового равенства граждан и использовании их прав и свобод в антиконституционных целях.
Препятствия на пути становления социального государства в России
Среди основных препятствий создания социального государства в России можно выделить:
- отсутствие правовой опоры для государственности. В нашей стране социальное государство находится на начальных стадиях формирования;
- отсутствие «среднего слоя» собственников;
- отсутствие мощного экономического потенциала, который позволяет осуществлять меры по распределению доходов, учитывая при этом свободу и автономию собственников;
- не ликвидированы полностью монополии в важнейших видах сбыта и производства, что приводить к минимизации реальной конкуренции.
Конкуренция – это соперничество, состязательность между юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели; между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции.
Также в нашей стране отсутствует зрелое и развитое гражданское общество, существенно снижен уровень нравственности, равенства и справедливости. Те политические партии, которые существуют, не имеют четких социальных программ и представлений о возможных путях реформирования социума.
Политическая партия – это объединённая группа людей, непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления.
В процессе высвобождения российского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижается социальная роль государственности. Иными словами, государство впадает в другую крайность, оставляя гражданина наедине с рыночной стихией.
Необходимо также отметить, что сами граждане внутри социального государства должны стремиться к исполнению законов и принимать активное участие в управлении государством. В этом случае станет возможным соблюдение следующих условий становления социального государства:
- повышение правовой культуры населения;
- искоренение правового нигилизма.
На практике в нашей стране наблюдается разочарование населения в государственной власти, отсутствие стремления ходить на выборы. Многие люди ищут способы обхода законодательных норм и извлечения выгоды из собственных действий. Также наблюдается фактически тотальная правовая безграмотность населения. Нельзя, сказать, что отсутствуют юридические разделы в средствах массовой информации, но все они допускают досадные погрешности (начиная с опечаток и оговорок и заканчивая сознательным или неосознанным односторонним рассмотрении вопроса).
Знание основ законодательства закрепляется в учебных планах многих специальностей высших учебных заведений, но при этом передовая юридическая литература оказывается фактически недоступной многим слоям населения.
Если в нашей стране будет создано не противоречивое единое законодательство, то оно станет прочным фундаментом для создания социального государства. В России процесс формирования такого законодательства идет весьма медленно. Многие местные законодательные акты противоречат федеральным законам. Поэтому в полной мере назвать Россию социальным государством сегодня скорее всего, нельзя. Преодолевая трудности и препятствия, Россия создает уникальный образ правового государства, который может стать обоснованным на практике, если к этому будут приложены все усилия со стороны граждан и власти.
Но несмотря на все вышеперечисленные трудности Россия становится на путь образования социального государства, чтобы организовать единственно возможное свободное общество.