Предпринимательская деятельность – это осуществляемая на свой риск самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли в форме личного дохода.
В настоящее время в России приняты законы, которые определяют порядок регуляции предпринимательской деятельности. Важнейшим нормативным актом в этой сфере является Гражданский кодекс РФ, так как он регламентирует взаимоотношения между государством и предприятием. В нем трактуются и закрепляются основные свободы и права, а также степень ответственности всех участников рыночных отношений.
Субъекты предпринимательской деятельности
Субъектами предпринимательской деятельности выступают:
- физические лица, а именно граждане РФ и иностранные граждане;
- юридические лица, включая иностранные субъекты;
- группы граждан и юридических лиц;
- муниципальные и государственные органы, которые осуществляют самоуправление и формируются путем учреждения унитарных предприятий.
Функции предпринимательства
Предпринимательская деятельность в современном мире связана с реализацией важнейших экономических функций, каждая из которых достаточно своеобразна и многогранна, но может иметь высокую степень влияния на общество в целом.
Среди важнейших функций предпринимательства можно выделить:
- общеэкономическую функцию. Она подразумевает производство товаров, оказание услуг и выполнение работ, а также доведение результатов до конкретных потребителей, а именно: населения, государства и других представителей предпринимательского круга. В рамках данной функции отражаются состояние и уровень развития предпринимательства, которые стали одними из определяющих условий общего экономического роста, существенного увеличения объемов ВВП (валового внутреннего продукта) и общего национального дохода;
- ресурсная функция, которая в первую очередь связана с максимально эффективной комбинацией факторов производства, а также разнообразием экономических ресурсов. В данном случае имеют место быть такие явления как новаторство и сознательный риск, а также ответственность за принимаемые решения. В рамках ресурсной функции формируются проекты, которые могут иметь высокую степень риска, но приносить большую прибыль. При этом необходимо рационально использовать все необходимые ресурсы;
- организаторская функция. Она проявляется в свободе выбора типа коммерческой деятельности, самостоятельности и независимости субъектов хозяйства, умении формировать собственный коллектив.
Предпринимательство также несет в себе социальную функцию. Ее основной смысл заключается в удовлетворении личных потребностей предпринимателя. Такая функция неизбежно связана с процессом удовлетворения потребностей других людей. При этом предприниматель выполняет социальный заказ ориентируясь на цель достижения экономического успеха. Получение прибыли выступает стимулом деятельности и развития.
Социальный заказ – это общественная потребность, актуальная для общества в целом, а также для любого существующего в нем индивида.
Выполнение социального заказа всегда ответственно для любого предпринимателя, так как его действия становятся в разы важнее, но возрастает и степень необходимости детального продумывания собственных этапов активности. Целесообразно не просто разработать те или иные ресурсы, но и выявить их потенциальное влияние на результат, на характеристики предоставляемого товара или услуги.
Чем эффективнее функционирует предпринимательство, тем больше средств поступает в бюджет разного уровня для обеспечения рабочих мест.
Творческая функция предпринимательства присуща ему изначально. Она связывается с реализацией оригинальных взглядов и подходов по всем технологиям, принимаемым решениям, инновациям и принципам деятельности. В данном случае обращают внимание на комплекс предпринимательских способностей.
Предпринимательские способности – это набор социально-психологических качеств, к которым можно отнести: дисциплинированность, лидерские качества и пр.
Предприниматель часто вынужден проявлять волю к победе, желание борьбы, но получать при этом материальное и моральное удовлетворение.
Существует политическая функция предпринимательства, которая формируется вокруг вопросов владения и распоряжения средствами производства и продуктами труда. Эта функция всегда имеет этический и социальный аспекты.
Виды предпринимательской деятельности
Выделяют три вида предпринимательской деятельности:
- производственное предпринимательство или производство продукции, товаров, услуг и работ, а также создание конкретных интеллектуальных ценностей;
- коммерческое предпринимательство, которое характеризуется операциями и сделками по купле – продаже услуг и товаров. В современной России этот тип предпринимательства весьма распространен;
- финансовое предпринимательство. В нем заняты как большие, так и малые предприятия. Такой тип деятельности достаточно мобилен.
Финансовое предпринимательство – это специализированная область предпринимательской деятельности, характерной особенностью которой является то, что предметом купли-продажи выступают ценные бумаги (акции, облигации и др.), валютные ценности и национальные деньги.
Также можно выделить и другие типы предпринимательской деятельности, которые присутствуют в современной России и мире, и реализуются на разных уровнях жизнедеятельности. Например, это могут быть: страховое дело, предпринимательство посредничества, оказание консалтинговых услуг, предоставление информационных и социальных благ.
Любой тип предпринимательства направлен на получение дохода и связан с различной степенью экономического риска, а также влиянием индивидуально-личностных способностей предпринимателя на суть выполняемой работы.
Экономический риск – это возможность возникновения неблагоприятной ситуации или неудачного исхода производственно-хозяйственной или какой-либо другой коммерческой деятельности.