Основные черты субъективной школы
Примерно с конца 60-х годов 19 века и до конца 20-х годов следующего, 20 века в нашей стране особое место занимала субъективная школа социологии, считавшаяся академической. Школу прославили многие известные отечественные ученые и исследователи :
- П. Лавров,
- Н. Михайловский,
- С. Южаков,
- Н. Кареев.
По сути, благодаря этому направлению в социологии можно проследить, как идеи исследователей трансформировались, под влиянием чего происходила подобная трансформация, и что было предпринято для ее реализации. Также следует сделать акцент на том, что субъективная школа социологии оказала огромнейшее воздействий на русскую интеллигенцию того времени.
Субъективная школа стала по-настоящему важной составляющей народничества и соответствующей идеологии. Она выражала протест не только против устоявшегося крепостничества, но также и протест против капитализма, который в тот период очень бурно развивался в России. Однако, в субъективной социологии популяризировались не только идеи народничества, но и анализировалась жизнедеятельность буржуазных либералов. Народники искренне верили в то, что страна сможет избежать капитализм. Для них социализм, попытки уравнительства – это были лишь абстрактные фразы, предложения, которые совершенно не отражали реального факта подобного процесса.
В связи с этим появилась ветвь субъективной школы, которая ориентировалась в большей степени на так называемый утопический социализм. Она имела большое влияние на формирование школы в целом, и на разрешение ее частных проблем, которые могли быть изложены отдельной личностью – представителем того или иного социального слоя, круга лиц. Благодаря анализу утопий – либеральной и народнической, которые были рассмотрены в рамках субъективной социологической школы, исследователи смогли понять истинные причины народнической идеи и всей одноименной идеологии. В ней было выделено демократически окрашенное ядро, значения связей были переоценены. Таким образом, субъективная социология стала еще больше соотноситься с утопическим социализмом.
Этапы развития субъективной школы социологии
Возникло данное направление, как мы уже и отметили, в 60-е годы 19 века, и с этого момента можно начинать отсчет первого этапа развития субъективной школы. Есть также несколько важнейших вех развития субъективной школы, которые приходятся на следующие периоды:
- 70-е годы 19 века;
- 80-90-е годы 19 века;
- с конца 90-х годов 19 века по 1917 год, то есть до Октябрьской революции.
Развитию субъективной школы способствовало то, что в России активно развивался позитивизм. В революционной среде он расцвел благодаря тому, что демократическое движение в значительной степени снизило философский и теоретический уровень своего развития, и ему на смену необходимо было найти такую теорию, которая могла бы отражать наиболее актуальные проблемы «здесь и сейчас».
Что касается ключевых проблем субъективной школы социологии, то на самых ранних этапах ее развития обозначились сложности и противоречия. В основном, связаны они были с попытками с точки зрения философии обосновать методы исследования общественных структур и движений, а также связаны с проблемой социального прогресса. Центром, в котором они пересекались, стало выяснение ьтого, какое место и какую роль играет человек, который выступает в качестве субъекта социального развития и познания. Это было необходимо определить, поскольку именно на личности были сконцентрированы все исследователи, и именно личность концентрировала сама в себе всю совокупность черт сложного общественного организма, который имеет свои черты и особенности, мотивы и нравы.
По мнению субъективистов, общество – это совокупность людей, которые обладают собственными уникальными желаниями и потребности. Во взаимодействии друг с другом они могут удовлетворять свои потребности, но крайне важно понимать, что потребности у всех разнятся, так что следует учитывать уникальность других личностей. В массовом обществе, условиях толпы человеку достаточно сложно продолжать придерживаться своего личного мнения. Если он продолжает непоколебимо критически мыслить, если он умеет и может выражать свою личную точку зрения, то именно такая личность в дальнейшем может стать двигателем прогресса. Она сможет преодолеть воздействие толпы, ее инертность, безынициативность.
Таким образом, идеи субъективной школы социологии в большей степени отвечали социальной природе и психологии, которая была присуща народнической интеллигенции. Интеллигенция стремилась к обретению независимости при любых исторических обстоятельствах. Представители считали, что личность совершенно суверенна, если она руководствуется только собственными идеями и убеждениями. Также личность может по своему желанию предлагать идеи, которые в дальнейшем окажут воздействие на развитие личности, общества, приведут к прогрессивным изменениям и трансформациям, которые редко происходят, ведь в рамках массы индивида будет устраивать лишь его стабильность и отсутствие видимых проблем.
Таким образом, были предприняты попытки соединить марксистские идеи с субъективистскими идеями социологии, а также внедрить философскую ориентацию на махизм. Все это привело к тому, что субъективная социология обосновалась как отдельное направление, но сегодня она используется как отрасль, трансформировавшаяся в соответствии с социальными реалиями.