Характеристики немецкой школы социологии
Для представителей немецкой социологической школы, в отличие от других школ социологии, огромное значение имели такие темы, как:
- Отчужденность трудовой деятельности индивида и труда в целом;
- Рациональность и бюрократический строй;
- Эволюционные пути капитализма;
- Развитие общества как системы;
- Религия и иные социальные институты.
Также немецкие ученые особое внимание обращали на то, какие мотивации существуют в экономическом поведении человека, и почему он нацелен на то, чтобы исполнять те или иные социальные и экономические задачи, находясь в рамках собственного социального статуса. Представители немецкой школы – это исследователи, чьи имена на слуху даже у тех, кто не особо осознает их принадлежность к конкретному направлению. Это Г. Зиммель, Ф. Теннис и, конечно же, М. Вебер. Все они внесли огромный вклад в развитие классической социологической мысли и раскрыли совершенно новые пути развития общественной системы.
Георг Зиммель – исследователь, который в своих работах охватил, кажется, абсолютно несовместимые и невероятно масштабные области. На его идеи оказали воздействие идеи немецкой исторической школы, а также учение Макса Вебера. Вообще, Зиммель был озабочен рассмотрением философии культуры, социологии и этики, эстетики и истории философии. В своих воззрениях он умело соединял эти и многие другие сферы деятельности, что и сделало его работы такими уникальными и расширенными. Зиммель углубился в рассмотрение и анализ динамики культурных явлений, и предположил новую глобальную схему развития культуры. В ней он подразумевает, что жизнь сама бесконечное количество раз порождает совершенно новые культурные формы, которые невозможно проигнорировать, поскольку они подхватываются человеком, развиваются, заново интерпретируются.
Развитие культуры, согласно исследованиям Г. Зиммеля, – это процесс, который проходит через конфликтные ситуации и противоборства. В основном сталкиваются противоположные начала – содержание и форма, душа и дух, субъективность и объективность культурных границ. Именно с этим противоборством рождаются совершенно новые формы жизнедеятельности человека, благодаря которым он может смотреть на мировой опыт через призму иных проявлений. Но, в то же время, культура может иметь трагические черты. Трагедия как раз и заключается в том, что подобное противоборство невозможно устранить, оно будет всегда существовать, в некоторых смыслах двигать существо человека в перед, а в некотором смысле будет тормозить его развитие.
Ключевые идеи немецкой школы социологии
Говоря о немецкой школе социологии, нужно обратить особое внимание на такие известные фигуры, как Карл Маркс и Макс Вебер. Их социологические теории оказали сильнейшее воздействие на развитие социологической науки в целом, несмотря на то, что они разрабатывались не одновременно, и на них оказывали влияние совершенно различные факторы и причины. Теория К. Маркса определяется социологами, как теория, отражающая экономический детерминизм, ведь именно экономическая составляющая играет в ней значительную роль.
Причиной, а также источником развития общественной жизни человека исследователь видел в том, как развиваются, и по какому пути идут экономические отношения, складывающиеся в обществе. Эта позиция, по сути, как раз и становится самой основной в методологических положениях марксистской социологии. К тому же, Маркс уделил особое внимание тому, как и каким образом с объективной точки зрения сменяют друг друга общественно-экономические формации. Он предположил, что на экономику по-прежнему оказывает воздействие как политическая, так и духовная жизнь общества, тем не менее именно экономической сфере отводится ведущая, детерминирующая роль в развитии и скоплении всех процессов, которые играют важную роль в жизни индивида. Социально-политическая и духовная сферы, соответственно, относятся к детерминируемым, то есть к тем, которые подвержены воздействию со стороны экономики.
В работах немецких социологов, в частности, в трудах Карла Маркса как раз раскрываются особенности воздействия экономической составляющей на общественную жизнь человека, на его политические взгляды и предпочтения. Благодаря этому, в немецкой социологии впервые предприняты успешные попытки по созданию системной теоретической картины жизни общества. Исследователи могут более точно описать перспективы развития индивида в тех или иных экономических условиях, а также имеют больше шансов дать более четкие и подробный прогноз в отношении того, каким образом будут развиваться эти процессы, если общество находится в состоянии нестабильности и неопределенности.
Что касается Макса Вебера, то им был предложен кардинально противоположный подход. Стоит отметить, что именно Вебер является основателем понимающей социологии, а также известной всем теории социального действия. Вебер разрабатывал методологию, благодаря которой можно более углубленно проанализировать социальные явления. Он утверждает, что существует особая логика развития рационализации общества как процесса. Он как раз и утверждает особенности перехода общества от его аграрного состояния к индустриальному. Рационализация прежде всего касается духовной сферы жизни общества. В особой степени затрагиваются изменения, которые происходят в духовной сфере общества. Таким образом, в его случае духовные ценности и установки как раз и воздействуют на возможности общества перейти к качественно новому состоянию, а экономика является вторичным фактором.
Таким образом, в рамках немецкой социологической школы применяются самые разнообразные подходы к рассмотрению процесса перехода человеческого общества от одного состояния к другому. Качественно единой концепции в рамках немецкой школы не существует, но именно она взрастила огромное количество известных социологов-классиков, чьи работы по сей день являются максимально актуальными.