Характеристики итальянской социологической школы
В Италии социология начала активно развиваться примерно в конце 19-начале 20 века. Она была представлена несколькими известными социологами-учеными, чьи имена на слуху у любого, кто углублялся в изучение классической социологии. Это Ч. Ломброзо, Э. Ферри и, конечно же, В. Парето.
Вильфредо Парето – один из самых видных исследователей, который стремился разработать принципы выстраивания структуры социологического знания. Именно благодаря этим принципам можно было достичь:
- Достоверности знания;
- Надежности данных;
- Обоснованности результатов.
Парето склонялся к идее о том, что социология выступает в качестве синтеза особых социальных дисциплин, и взяла в себя множество черт от правовой сферы, от политической экономии и политической истории, а также от истории религий. Цель синтеза состоит в том, чтобы изучать человеческое общество не с точки зрения его отдельных проявлений, а с точки зрения его единства, целостности, где каждая часть неразрывно взаимосвязана со всеми остальными.
В рамках итальянской школы социология представляет собой научное направление, знание, которое основывается на эмпирически доказанном и обоснованном знании об обществе. Значительную роль играет описание социальных фактов, регулирование законов, следуя которым, люди вступают в те или иные отношения, или совершают те или иные действия. Причем, все это должно не просто доказывать, а функционально выражать зависимость, которая есть между фактами, и которая будет как раз играть самую значимую, основополагающую роль. Благодаря Парето также было выведено совершенно новое понятие – «математизация социологии».
Благодаря некоторым логическим и экспериментальным методам Парето хотел открыть наиболее общие принципы и установки, которые отражают не только устройство обществ, но и их функционирование и возможные изменения на уровне структуры и объектов. Парето предполагал, что социология должна войти в стан точных наук, как это уже произошло с физикой, астрономией, химией и некоторыми другими точными науками. Как считал Парето, необходимо иметь доступ к использованию не только эмпирически обоснованных описательных суждений, но также стоит соблюдать логические, алгоритмические правила при переходе от простого наблюдения к процессу более глубокого обобщения.
Основные положения итальянской социологической школы
Как мы уже показали, именно с именем Парето связано большое количество идей, которые развивались в рамках итальянской школы социологии. Парето считал, что этические элементы в рамках теоретических разработок ведут к искажению, деформации социальных фактов, поэтому ценностные компоненты лучше всего вовсе исключить из социологической науки, если мы стремимся к тому, чтобы сделать ее однозначной, точной наукой. Все общественные теории, которые имели место быть до этого, Парето относил к ложным, недостоверным, субъективным. Он отмечал их ограниченность, так как до этого ни один из представителей социологической науки не пользовался логико-экспериментальным методом, как это делал Парето.
С одной стороны, это оказало положительное воздействие на итальянскую школу – исследователи пошли своим своеобразным путем, совершенно не поддаваясь на воздействия со стороны предыдущих теорий. Но, с другой стороны, такое отрицание в целом нельзя оценивать как единственно верный способ доказать состоятельность своих научных идей, даже если речь идет об огромном количестве нововведений, которые ранее имели огромное значение.
Еще одна идея Парето, которая стала центральной в итальянской социологической мысли, состоит в том, чтобы рассматривать общество как систему. Но, в отличие от других авторов и исследователей, Парето рассматривал общество как систему, которая находится в состоянии постоянно нарушаемого и постоянно восстанавливаемого равновесия. Когда равновесие нарушается, сами члены общества находятся в постоянном поиске разрешения сложившейся ситуации.
Именно конфликты, угроза регресса – все это мотивирует общественность к тому, чтобы сохранять равновесие или восстанавливать его каждый раз, когда оно по тем или иным зависящим или не зависящим от человека или группы лиц причинам разрушается.
Парето четко разделял всю совокупность социальных действий на логические и нелогические. Различия между ними строятся в рамках критерия, которые отражает психическое состояние действующего лица. Человек по своей природе – социально-биологическое существо, которое может пользоваться разумом и способностями, а может осуществлять деятельность, исходя из своих иррациональных установок. Если иррационализм начинает править, то и действия индивида расцениваются как нелогические. В социологической науке основным звеном выступает эмоциональная сфера человеческой деятельности.
Каждый из нас может поддаться эмоциям, что приведет к осуществлению асоциальной, противоправной деятельности. Это как раз и есть тот показатель, который может отразить логическую или нелогическую сущность индивида. Важно понимать, что эмоциональная деятельность – это все же больше психологические черты человека. В связи с этим, итальянская школа социологии преимущественно как раз относится к психологическим и социально-психологическим школам. Сами того не зная, но ученые-представители этого направления стали основоположниками того процесса, в котором из общей социологии стали выделяться некоторые узконаправленные отрасли, например, социальная психология, психология масс. Конечно, они сформировались намного позднее, но в разработках теоретической основы нередко упоминается имя Парето, а также основные его идеи. К тому же, Парето одним из первых приступил к социологическому анализу механизма манипулирования массовым сознанием, и как раз массовизация стала ключевой проблемой, которую анализировали авторы на рубеже 19-20 веков. Таким образом, итальянская школа дала толчок развитию совершенно уникального и актуального направления.