Осуществление социальной политики в рамках организации
Для того, чтобы выдерживать в современном мире достаточно жесткую конкуренцию, руководителям организации необходимо знать и владеть многими инструментами, а также методами, которые регламентируют стратегию управления в организации. Немалое значение для нее имеет также и менеджмент персонала, а одним из эффективных реализуемых инструментов выступает именно социальная политика.
Социальная политика – это значимый элемент в деятельности любой современной организации, чья цель – не просто получить как можно больше выгоды от своего производства, но и создать такие трудовые условия, которые будут мотивировать работника на осуществление качественной и, соответственно, плодотворной деятельности.
Цель социальной политики как системы управления персоналом в организации – это достижение, последующее сохранение и, конечно же, развитие кадрового потенциала в соответствии с требованиями современности и постоянно меняющимися социально-экономических условиями.
Также перед руководством стоит еще одна цель – создать высокопроизводительный, высококвалифицированный и мотивированный коллектив, который будет являться тем самым двигателем достижения высоких конечных результатов производственной деятельности предприятия.
В рамках современной организации к функциям социальной политики мы относим следующие:
- Повышение эффективности хозяйственной деятельности организации;
- Уменьшение текучки кадров;
- Закрепление наиболее квалифицированных и продуктивных специалистов за конкретной организацией.
Конечно же, успешно реализованная социальная политика в организации является тем самым основанием, на котором выстраивается благоприятный имидж организации и в глазах отечественной общественности, и на международном уровне. В некоторых случаях она позволяет также сокращать объемы выплачиваемой суммы налогов, которая сегодня преимущественно для всех организаций является фиксированной и прописана в ряде законодательных документов.
Социальная политика организации является одной из составных частей, которая входит в политику управления персоналом. Реализуется она через мероприятия, которые направлены на то, чтобы по необходимости оказывать работникам адресную помощь, а также предоставлять дополнительные льготы и услуги, назначать выплаты, которые попадают под юрисдикцию деятельности социальной политики и носят социальный характер.
Реализация социальной политики в организации
Сегодня процесс разработки и последующей реализации социальной политики современной организации может осуществляться по различным направлениям, но все же исследователи настаивают на том, что есть направления, которые мы можем считать наиболее приоритетными и важными не только для развития организации, но и для развития всего общества в целом:
- Во-первых, важно начать с проведения социальной политики в сфере доходов;
- Во-вторых, делается акцент на политике в отношении сотрудничества с профессиональными союзами;
- В-третьих, важно в целом реформирование политики социального обеспечения.
Политика доходов в организации определяется соглашением о всех имеющихся доходах, которое устанавливается на уровне государства. Далее она конкретизируется по отраслям и предприятиям в виде коллективных договоров, которые заключаются между работниками и работодателями. Через реализацию социальной политики доходной части работники имеют право получать гарантии на последующее увеличение заработной платы в условиях повышения эффективности производства, а также на защиту в случае инфляции.
Говоря о политике социального обеспечения, следует отметить, что государство берет на себя социальную ответственность за всех сотрудников и персонал. С этой целью может в дальнейшем осуществляться политика справедливого вознаграждения, которое назначается по результатам труда работника, а также предоставляются дополнительные возможности социальной защиты, набор социальных льгот, которые будут дополнять уже имеющееся вознаграждения. При этом, социальная политика по-прежнему подразумевает наличие социального обеспечения работников, которое связано с несколькими значимыми в социальной политике понятиями: «социальная защита», «социальная помощь», «социальная поддержка».
Социальная защита – это комплекс мероприятий, которые направлены на то, чтобы обеспечить нормальную жизнь и деятельность человека. По сути, социальная защита сегодня – это практическая деятельность, играющая ключевую роль в реализации самых разнообразных направлений социальной политики. Что касается социальной помощи и социальной поддержки, то это также набор мероприятий, включающий в себя программы денежных выплат, натуральные выдачи товаров и услуг тем категориям граждан, которые в большей степени нуждаются в этом, но не имеют возможности самостоятельно обеспечить свое благосостояние.
В связи с этим руководство организации вправе, а в некоторых случаях обязано предоставлять своим работникам дополнительные льготы, которые относятся к элементам материального стимулирования труда. Выплаты производятся за счет выделенных на конкретные цели средств и фондов социального развития самого предприятия. Предоставление дополнительных льгот и приемлемых услуг социального характера проводится сверх имеющихся обязательных выплат и исключительно по инициативе руководства организации. В другом случае, эта деятельность осуществляется в результате тарифных соглашений, которые заключаются между администрацией организации и советом трудового коллектива (профессиональным союзом). В итоге, вышеуказанные нами выплаты становятся такими же обязательными в своем выполнении, как и те, что устанавливаются в соответствии с предписанными нормами и правилами трудового законодательства Российской Федерации. Предприятия, несмотря на увеличение расходов, выигрывают за счет повышения мотивации работников к осуществлению своей трудовой деятельности.