Современная ситуация в сфере здравоохранения
На сегодняшний день в области здравоохранения наиболее распространенной формой становятся практики оплаты предоставляемых медицинских услуг. За последние годы отмечено, что практически каждая вторая семья вынуждена самостоятельно оплачивать медицинские услуги и лекарства, и речь идет не только о традиционно частных практиках (например, в стоматологии), но также и об оплате элементарных диагностических услуг и консультации со стороны специалистов.
Платное лечение сегодня носит в большей степени принудительный, вынужденный характер. Но уровень благосостояния семей, обращающихся за помощью, недостаточно высок, и в условиях, когда мы отмечаем заметное расширение масштабов платной медицины, происходит падение доходов населения. В связи с этим, большое количество людей попросту отказываются от лечения по причине того, что у них недостаточно средств для его осуществления. Также, за годы реформ лекарственные товары перестали быть в дефиците, но для большей части населения они недоступны из-за неприлично высоких цен. Поэтому примерно 35% больных вынуждены отказаться от покупки назначенных лекарств, использовать их более дешевые аналоги, которые менее эффективны и, соответственно, качественны.
Несмотря на то, что государство постепенно вводит льготы на приобретение препаратов, из-за финансового положения это право осталось на уровне формальности, и в действительности люди по-прежнему вынуждены отказывать себе в приобретении качественных медицинских товаров и в принципе в обращении к специалистам из-за высоких цен. Ситуация продолжает ухудшаться, что выражается в очевидном разрыве между официально провозглашенными гарантиями со стороны государства и реальным финансированием, а также в очевидной незавершенности реформ здравоохранения.
Реформирование в области здравоохранения
Ситуация становится очень наглядной, и нуждается в применении мер по устранению возможных негативных последствий подобной деятельности. Сейчас исследователи отмечают, что есть только два выхода в разрешении этой ситуации:
- Изменение закрепленных в Конституции гарантий предоставления бесплатных медицинских услуг и помощи;
- Увеличение объема финансирования, даже несмотря на достаточно нестабильное положение государственной политики и возможного нового кризиса.
Исходя из двух этих выходов исследователи выделили также несколько основных вариантов для возможного реформирования здравоохранения, и важную роль, конечно же, будет играть именно социальная политика в данной области.
Во-первых, консервативный вариант разрешения противоречий предлагает формальное сохранение бесплатного медицинского обслуживания, а также постепенное свертывание системы обязательного медицинского страхования. Также здесь исследователи и специалисты предусматривают частичное восстановление вертикали административного управления, которая ранее существовала в системе здравоохранения. Это позволит вновь вернуться к иерархичности и контролю в медицине, а также осуществит в некотором смысле возврат к первоначальным ценностям и способам обеспечения населения медицинскими услугами.
Второй вариант реформирования в области здравоохранения – радикальный. Он предполагает абсолютный пересмотр государственных гарантий, а также окончательный переход к обязательному медицинскому страхованию граждан, реструктуризации сети медицинских учреждений. Для того, чтобы обеспечить нормальное и эффективное функционирование здравоохранительной сферы, необходимо ввести по душевой налог, который позволит покрыть некоторые расходы и облегчить предоставление бесплатных медицинских услуг населению и отдельным категориям граждан.
Третий путь – умеренный. Он основывается на идее о сохранении формально бесплатной медицины, а также на идее введении территориального планирования, которое будет обеспечиваться в рамках системы здравоохранения. Также необходимо отметить, что подобный умеренный пересмотр постепенно снизит затраты в данной сфере. Исследователями выдвигается предположение о том, что будет осуществлен официальный переход к согласованной деловой оплате медицинской помощи за счет средств бюджета и обязательного медицинского страхования на основании единых тарифов для всех граждан.
Тем не менее, сохранение и поддержание здоровья граждан остается одним из приоритетных направлений социальной политики и значимых показателей качества жизни и уровня социально-экономического развития общества.
Организация медицинской помощи населению включает в себя несколько ключевых элементов:
- Выявление заболеваний на ранней стадии, их эффективная профилактика;
- Своевременное и адекватное лечение при участии ведущих специалистов и высококвалифицированных кадров в определенных сферах;
- Активная и эффективная медицинская, социальная и психологическая реабилитация, предназначенная для отдельных категорий населения страны;
- Восстановление трудоспособности после перенесенных заболевание (обязательная реабилитация, предоставление медицинских препаратов и консультаций со стороны специалистов).
Здравоохранение – это очень специфическая область, которая создает различные медицинские услуги, она направлена на то, чтобы не только сохранить, но и всеми силами улучшить общественное здоровье. Как правило, говоря о системе здравоохранения, на первый план специалисты выдвигают его доступность и качество предоставляемых услуг. Качество медицинской услуги предполагает высочайший уровень профилактики и последующего восстановления, выздоровления пациента без рецидивов. Также важно обеспечить низкий уровень индивидуальных рисков потребителей, которые напрямую связаны с побочными эффектами от предоставляемого лечения.
Таким образом, современная социальная политика в области здравоохранения четко ставит перед собой высокие задачи и цели, но их реализация пока что находится на недостаточном уровне. В первую очередь, это связано с нестабильным социальным и экономическим состоянием общества.