Состав и свойства социальной политики государства
Социальная политика – это составная часть внутренней политики любого развитого или развивающегося государства. Цель социальной политики и ее содержание определяются необходимостью в регулировании всего комплекса социальных процессов и явлений, отношений, которые складываются в различных формах между людьми. Социальная политика обращена не просто к народу как к абстрактному понятию: она касается отдельных наций, социальных слоев и групп, а также семьи и личности.
В условиях развивающейся рыночной экономики социальная политика государства формулирует основную цель: создание необходимых условий и предпосылок для того, чтобы эффективно удовлетворять потребности населения и обеспечивать социальный мир в человеческом обществе. Благодаря социальной политики государства возможно достижение консенсуса между социальными группами, которые придерживаются разных точек зрения в отношении одной и той же проблемы или явления.
Социальная политика должна формироваться таким образом, чтобы обеспечивать реализацию несколько актуальных условий:
- Во-первых, социальная политика призвана к тому, чтобы обеспечить рост доходов граждан в соответствии с тем, какой вклад был осуществлен ими в их трудовой деятельности, а также в соответствии с капиталом, которым они располагают в конкретный промежуток времени;
- Во-вторых, социальная политика стремится к тому, чтобы предотвратить социальное иждивенчество. Она предполагает обеспечение некоторых категорий населения, но, вместе с тем, она также видит своей целью помочь этим социальным категориям достигнуть определенного уровня самостоятельности в удовлетворении своих потребностей (реабилитация, социальное обеспечение медикаментами, доступ к образованию);
- В-третьих, очень важно создать механизм социальной защиты населения, который в дальнейшем позволит делать прогнозы на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.
В состав социальной политики государства входит несколько аспектов, каждый из которых играет важную роль в ее эффективной реализации:
- политика в сфере доходов и личного потребления в рамках семьи;
- политика в сфере общественного благосостояния;
- политика в сфере воспроизводства населения (социально-демографическая политика государства);
- политика по поддержанию социальных групп, которые находятся в зоне риска;
- политика по развитию отраслей современной социальной инфраструктуры.
Планирование и прогнозирование в социальной политике государства
Планирование в Российской Федерации осуществляется на макроуровне. Сегодня оно выглядит как форма разработки соответствующих разделов для обоснования прогнозов социального и экономического развития страны, а также как актуализация концепций и стратегий краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного планирования. Сюда включены национальные проекты и целевые комплексные программы, цель которых – разрешение узловых социальных проблем и выведение общества на новый количественно и качественно уровень.
Для осуществления макропланирования используется несколько групп показателей. Первая группа – синтетические показатели, которые включают в себя производство ВВП, ВНП, НД на душу населения, общие и конечные доходы, которые формируются в результате ведения домашних хозяйств, показатели по рождаемости и смертности, естественный прирост населения. Нельзя не обратить внимание так же на показатели заболеваемости населения, уровень образования и доступности данной сферы, структуру использования свободного времени, в том числе организацию досуга, состояние окружающей среды.
Вторая группа – натуральные показатели, которые включают в себя объемы потребления конкретных благ в конкретных социальных структурах и категориях граждан. К этой группе стоит также добавить и третью – показатели дифференциации населения по уровню доходов и по потреблению. Как известно, блага становятся доступны тогда, когда человек беспрепятственно может распоряжаться своими доходами и будет уверен в том, что ему хватит их для того, чтобы реализовать все свои потребности и интересы. Доходы формируются из заработной платы, личных накоплений, пособий и выплат, пенсий, льгот, субсидий, материнского капитала.
Уровень жизни населения, как мы уже отметили, в большей степени зависит от размеров доходов. В связи с этим планирование благосостояния предусматривает оценку уровня этих доходов и их источников. При этом определяется несколько групп доходов: номинальные, реальные и реально используемые. Номинальные доходы человека – это денежные и натуральные доходы, доходы косвенного порядка. Население получает их при использовании ряда бесплатных услуг.
Что касается реальных доходов, то они определяются путем вычитания их номинальных доходов всех налоговых сборов и иных общеобязательных платежей, а также оплат услуг с учетом уровня инфляции. В объем реально используемых доходов населения не входят денежные накопления человека, это скорее его накопленный капитал, а также богатство, недвижимость и иные формы собственности индивида. В процессе расчета доходов с учетом всех внешних и внутренних условий определяется прогноз на определенный период. Среднее значение – это показатель, присваиваемый сообществу.
Планирование и прогнозирование крайне важно в социальной политике. Возможность определять текущее положение общества, некоторых категорий граждан, опираться на прошлый опыт и умение делать прогноз может позволить избежать многих негативных явлений и процессов, которые всегда становятся угрозой социальной политике государства.
Прогнозированием занимаются специалисты, которые имеют высокий уровень квалификации и осознают собственную ответственность в возможностях делать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы. Прогнозирование – одно из свой социальной политики, которое также является механизмом ее реализации и развития.