Проявление дискриминации в образовательной среде
Образование выступает в качестве целенаправленного процесса. Он включает в себя:
- Воспитание личности как в интеллектуальном, так и в морально-нравственном отношении;
- Обучение человека в интересах самого человека, привитие ему новых навыков, умений и знаний в различных областях жизнедеятельности;
- Обучение гражданина в интересах общества и государства, поскольку каждой стране необходимы люди, являющиеся настоящими профессионалами и обладающие наиболее полным набором профессиональных компетенций в различных научных, экономических и политических областях.
В Российской Федерации право на образование гарантируется каждому человеку. Этот факт не зависит от его расовой и национальной принадлежности, пола, языка, происхождения. Также на этот факт не влияет имущественное, социальное и должностное происхождение человека, место его проживания и принадлежность к разнообразным общественным объединениям. Несмотря на это, дискриминационные процессы все же проникли и в сферу образования, о чем мы подробнее говорим далее.
Поскольку дискриминация – это явление, которое возникло достаточно давно, и проникло в различные сферы жизни человека, то Конвенция против дискриминации в области образования для борьбы с этим пагубным явлением была разработана еще в 1960 году. В ее тезисы входят требования полного прекращения любых проявлений дискриминации (и ее скрытых форм) в реализации образовательного права каждого человека. Также целью данной конвенции было достижение обеспечения равных условий в получении образования различного уровня: начиная от дошкольного образования и заканчивая послевузовским.
Следует отметить, что международный пакт об экономических, социальных и культурных правах акцентирует внимание на том факте, что каждое государство в своей социальной политике, а также в деятельности в сфере образования должно оказывать всестороннюю поддержку мероприятиям Организации Объединенных Наций (ООН) по содействию взаимопониманию, толерантности, дружбе между народами, племенными, этническими и разнообразными религиозными группами в процессе получения ими образовательных услуг.
Актуальность проблемы дискриминации в образовании
Как отмечают исследователи, насилие и проявление нетерпимости в образовательной среде – это более серьезная проблема, которая актуализируется не только в России, но и по большей части в западных странах. Особенно эта проблема коснулась Соединенных Штатов Америки. С незавидной регулярность мы можем наблюдать новости о том, что подростки организовывают нападения на своих одноклассников и школьных учителей, а наиболее распространенным оружием в таких случаях является огнестрельное.
Нападения носят различные причины, но все они сводятся к одному: подросток попросту не выдерживает того влияния, которое оказывает на него образовательная среда. Предвзятое отношение со стороны преподавателей, издевательства от одноклассников и старшеклассников – все это влияет на детскую психику крайне негативным образом, и, как мы видим, дискриминация приводит к печальным последствиям.
Согласно данным одного американского издания под названием World Journal, на сегодняшний день число студентов как афроамериканского, так и латиноамериканского происхождения гораздо ниже, чем студентов с белым цветом кожи. Например, в сравнении с белокожими студентами число афроамериканцев ниже практически на 19%, а число латиноамериканцев ниже на 17%.
Само руководство Соединенных Штатов Америки признает, что сегодня плохое обращение с учащимися школ и студентами, которые отличаются от большинства своим происхождением, цветом кожи распространено так же обширно, как и несколько десятков лет назад, когда проблема дискриминации только достигла своего пика и актуализировалась.
Но помимо дискриминации по цвету кожи в образовательной среде распространена гендерная дискриминация, которая в особой степени проявляется в отношении женщин. В настоящее время очень большое количество исследователей отмечает тот факт, что женщины очень ограничены в возможности выбора профессиональной сферы, не говоря уже о возможности переподготовки.
Существует очень большое количество программ, которые предлагаются рядом организаций (в первую очередь, службой занятости) и предусматривающие переобучение так называемым «традиционным» женским профессиям. Согласно стереотипам, которые очень закрепились в обществе, женщина должна заниматься исключительно женским трудом, которые не требует высокой квалификации и, соответственно, не предусматривает серьезной образовательной и интеллектуальной нагрузки. К таким профессиям относится парикмахер, швея, воспитатель в детском саду и повар.
Как мы видим, каждая профессия затрагивает ту самую бытовую сферу, к которой испокон веков приписывают именно женщину. Работодатели считают, что она обязана быть хранительницей очага, воспитывать детей, подчиняться мужчине. При этом, если женщина проявляется желание учиться, работать на нетипичной работе, то это вызывает массу споров, а ситуация кажется крайне противоречивой. Напрямую это связано именно с гендерной стереотипизацией, которая вылилась в дискриминацию в образовательной сфере.
Несмотря на то, что женщины начали заявлять о своих правах на равные возможности в получении желаемого образования и дальнейшего трудоустройства, все же и образовательная, и профессиональная сферы до сих пор имеют достаточно строго подразделение на «мужскую» и «женскую» стороны. Тем не менее, сегодня мы уже можем заметить, что больше девушек пробуют себя и отлично реализовывают в сфере технологий, а также в тех структурах, где раньше были исключительно мужчины: оборона страны, военное дело, появилось достаточное количество женщин-таксистов, что до сих пор вызывает противоречивые чувства у пассажиров.