Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Политическая социология М. Вебера

Определение 1

М. Вебер – это немецкий ученый, философ, историк, социолог, а также политический экономист.

Идеи Вебера оказали существенное влияние на развитие различных отраслей наук, но его считают одним из основоположников социологии, поскольку он весьма подробно занимался изучением данной науки. Он работал во многих величайших институтах своего времени и воспитал многочисленных известных учеников, которые продолжали практическое внедрение в жизнь его идей.

М. Вебер является автором «понимающей социологии».

Определение 2

Понимающая социология – это одно из основных направлений в социологии в конце XIX — начале XX вв., в котором акцент сделан на понимание целей и смысла социального действия. Понимающая психология заложила основы последующих неклассических ее версий: феноменологической социологии, этнометодологии, когнитивной социологии и т.д.

Социальное действие

Кроме того, Вебер изучал так называемую политическую социологию и ввел в оборот такой термин, как социальное действие.

Определение 3

Социальное действие – это действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер) сводящееся к невмешательству или к терпеливому принятию, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него.

Также Вебер обосновал такие явления как рационализация и секуляризация. Особенно он обращал внимание на необходимость установления соотношения социологии, экономики, религии. С религией автор связывал механизмы распределения труда и создания капиталистической формы хозяйствования.

Политику Вебер рассматривал как профессию и как призвание, выделяя ее как особенный государственный институт. Вебер утверждал, что политика обладает особенной монополией, применяя ее в сфере насилия. Социолог выделил три типа власти общества, начал изучение явления демократии во всех возможных ипостасях.

«Политическая социология М. Вебера» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Также Вебер был политиком-практиком, активно занимался общественной деятельностью и баллотировался в немецкий парламент, консультировал комиссию по разработке Конституции ФРГ.

Он говорил о том, что реальность, которая имеется в данный момент, отличается хаотичностью, все ее элементы находятся в некотором хаосе. Власть дает возможность этот хаос упорядочить и создать отношения власти и подчинения. Вебер говорил, что система, которую в свое время предложил Кант, не является актуальной. Во внимание он брал и другие системы, в том числе и те, которые противоречат учению Канта.

Создавая концепцию политической социологии, Вебер вдохновлялся идеями К. Маркса, который всесторонне изучал социализм. Он утверждал, что:

  • конфликт между сословиями неизбежен;
  • человечество не сможет уйти от него, даже руководствуясь разнообразными силами, которые ему доступны.

Необходимо отметить, что Вебер активно изучал религию, но сам не скрывал собственной светскости. Вебер также разрабатывал различные теории, которые регламентировали политическую социологию.

Политическая направленность социологии Вебера

Политическую направленность социологии придавало исследование таких явлений, как:

  • государственность;
  • конструкции структуры государства;
  • основные черты и характеристики государства.

Следует отметить тот факт, что основной чертой любого политического социолога является тот факт, что существует явление государства идеального типа. Модель такового идеального государства можно назвать утопией или явлением, которое не существует в реальности. Эти явления в действительности не имеют аналогов, но при этом все исследователи стремились найти подобную политическую утопию, выдавая не существующие идеи за идею об идеальной жизни.Например, подобный прием был характерен для коммунистической партии, которая длительное время существовал, как ведущий тип выражения идеологии.

Вебер в рамках собственной политической социологии разработал понятие целерациональное действие. Существенным компонентом рационализации по Веберу является замена внутренней приверженности привычными правовыми нормами и обычаями, и планомерным приспособлением к интересу.

Вебер в собственной научной деятельности стремился создать научные предпосылки для осуществления рационального способа ведения хозяйства, а именно дал возможность внедрить в экономику научные достижения и превратить их в непосредственную производительную силу.

В частности, он говорил о том, что субъект может действовать осмысленно в рамках собственного целеполагания. При этом любое действие он рассматривал в рамках психологии индивидов.

Вебер также исследовал:

  • феномен власти (государственной и политической);
  • западноевропейский капитализм;
  • творческий потенциал личности в рамках политики.

Как социолог, Макс Вебер исследовал предмет социологии, определяя его как паттерн поведения. Он рассматривал политическую сферу и государство, как общественный организм вне деятельности человека. Автор определил идеальное социальное действие, которое отличается следующими признаками:

  • наличие рациональной, четко поставленной цели;
  • наличие побуждения, которое возникает вследствие влияния той или иной ценности;
  • ориентация на обычаи и сильное влияние чувств.

Политическая социология Вебера отличалась от марксистской теории тем, что ученый больше обращал внимание на мотивы и чувства людей, которые обусловливают выполнение ими той или иной деятельности.

Вебер пытался рационализировать общественную жизнь и таким образом, описать ее развитие. Он видел прогресс в переходе от аграрного общества к индустриальному, связывая с этим основные закономерности бытия.

Вебер интересовался вопросами управления людей, управления государством, исследовал различные виды власти, в частности политической и государственной. При этом он отвечал явлениям господства и власти, делая между ними различия. Он указывал, что власть должна обладать легитимностью распоряжения.

Определение 4

Легитимность власти – это согласие народа с властью, его добровольное признание за ней права принимать обязательные решения.

Дата последнего обновления статьи: 26.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot