Направления деятельности социального педагога
Социальный педагог – специалист в сфере социальной деятельности, осуществляющий социально-педагогическую деятельность с детьми, подростками, их родителями, молодежными объединениями и группами, со взрослым населением в специализированных и образовательных учреждениях, по месту жительства.
По своему профессиональному назначению социальный педагог должен своевременно выявить причины возникновения проблемы, предотвратить ее, обеспечить профилактику негативных явлений социального, нравственного, физического характера, отклонений в поведении и общении детей и подростков, улучшить окружающую их социальную микросреду.
Социальный педагог осуществляет свою деятельность на основании системного подхода, подключая к социальной работе государственные и общественные структуры.
Социальный педагог вносит педагогическую целесообразность в общую систему социальной работы, социальных служб, в деятельность, осуществляемую разными организациями, учреждениями, добровольными помощниками и благотворительными фондами.
В рамках образовательного учреждения социальный педагог осуществляет деятельность в следующих направлениях:
- социально-педагогическая защита прав ребенка;
- социально-педагогические исследования, направленные на выявление социальных и личностных проблем;
- социально-педагогическое консультирование;
- предоставление социально-педагогической поддержки в формировании личности;
- социально-педагогическая профилактика, реабилитация и коррекция;
- формирование педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности;
- поддержка социально-ценной деятельности детей и молодежи;
- организационно-методическая деятельность.
Основные функции работы социального педагога
Социальный педагог оказывает поддержку в процессе социализации и социальном воспитании детей и молодежи, обеспечивает социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь.
Деятельность социального педагога направлена на работу с индивидом в его социуме, в личностно-средовом контексте, в сфере общения и окружающей микросреде.
В своей деятельности социальный педагог осуществляет множество функций. К основным функциям деятельности относятся:
- Координационно-организаторская функция: организация социально-педагогической деятельности; содействие в вопросах трудоустройства, адаптации, профессиональной ориентации, организации досуга; осуществление взаимодействия в социально-педагогической деятельности между образовательными, культурными, правовыми, медицинскими, спортивными и др. учреждениями; включение индивидов в разнообразные виды полезной деятельности с учетом психолого-педагогических характеристик.
- Образовательно-воспитательная: обеспечение целенаправленного педагогического воздействия на деятельность и поведение индивидов; рациональное использование в процессе воспитания возможностей личности как субъекта воспитательного процесса, различных социальных институтов; предоставление квалифицированной социально-педагогической помощи в самопознании, саморазвитии, самооценке, самоорганизации, самореализации и самореабилитации.
- Аналитико-диагностическая: изучение возрастных, медико-психологических особенностей, способностей индивида; исследование условий жизни, круга общения, интересов и потребностей человека; выявление возникающих проблем, позитивных и негативных воздействий на человека; постановка «социального диагноза» (исследование социально-бытовых, личностных особенностей, социального окружения); выявление причин девиантного поведения, социального неблагополучия семьи; содействие в выявлении одаренных детей, детей с интеллектуальными и эмоциональными задержками в развитии.
- Социально-терапевтическая и предупредительно-профилактическая: реализация юридических, социально-правовых и психологических механизмов предупреждения и устранения негативных воздействий; содействие в организации социально-терапевтической помощи, обеспечение прав нуждающихся; содействие в формировании нравственно-правовой устойчивости.
- Прогностическая: участие в прогнозировании, проектировании, программировании процесса социального формирования микросоциума на основе анализа социально-педагогической ситуации, процессов развития и воспитания личности; выявление перспектив процесса самовоспитания и саморазвития личности.
- Организационно-коммуникативная: содействие отдельным гражданам, общественности включению в социально-педагогическую работу; сбор информации и налаживание взаимодействия в работе с детьми и их родителями; установление личностных и деловых контактов.
- Охранно-защитная: использование всех правовых норм для защиты интересов личности; содействие в привлечении мер государственного принуждения и юридической ответственности в отношении лиц, оказывающих противоправные действия в отношении подопечных социального педагога.
- Коррекционная функция: усиление положительных воздействий, устранение негативных влияний социального окружения; коррекция воспитательных воздействий социальной среды и семьи.
Роли социального педагога
Социальный педагог выполняет роль посредника, способствующего установлению доверительных контактов между семьей и государственными службами, детьми и взрослыми, учреждениями и организациями, в функции которых входит забота о психическом, физическом и духовном здоровье населения.
Социальные педагоги влияют на взаимодействие между институтами социального воспитания и различными организациями, влияют на социальную политику на конкретной территории. Их действия направлены на то, чтобы побудить человекам к активности, действию, творчеству.
Социальный педагог выполняет различные роли:
- роль адвоката - защита законных прав, интересов индивида, его семьи, разных категорий населения;
- роль организатора совместной деятельности взрослых и детей, социальный педагог добивается социальной справедливости, способствует реализации способностей человека;
- роль помощника в решении проблем человека; помогает расширить компетенции индивидов, развить способность самостоятельно находить выход из трудных ситуаций;
- роль наставника и психотерапевта – забота об отдельном человеке, семьи, помощь в разрешении возникающих проблем;
- роль аниматора – побуждает индивида к действию, помогает установлению взаимодействия между человеком и обществом;
- роль конфликтолога – помогает разрешать и предотвращать конфликтные ситуации;
- роль эксперта – участвует в постановке социального диагноза, определяет методы социальной работы;
- роль общественного деятеля – поддерживает, способствует развитию социальных инициатив населения, направленных на оздоровление социальной среды.