Педагогическая социология как научная отрасль знания
Педагогическая социология как наука рассматривает процесс воспитания, социологию личности в теоретическом и прикладном аспектах. Также в ее компетенции входит изучение процесса социализации личности.
Социализация личности - соответствие или отклонение поведения человека под влиянием социума и социальных процессов.
То есть педагогическая социология одновременно связана как с педагогикой, так как рассматривает социальное воспитание любых возрастных групп людей, так и с социологией, поскольку речь идет о фокусе внимания этой дисциплины на социальном окружении и социальной среде личности, являющихся важными факторами ее развития и становления.
Социальная среда - в самом широком смысле - общество, то есть социальная действительность, в узком смысле - непосредственное окружение человека, которое влияет на его развитие и формирование.
Педагогическая социология интегрирует достижения смежных наук и реализует их в практике общественного воспитания. Все методы педагогической социологии имеют своей целью самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию и самоутверждение личности.
Социальное воспитание - крайне многомерное понятие, которое включает в себя помощь в адаптации, социализации человека в обществе и в существующих в нем нормах и правилах, поддержка человека самим обществом и забота общества о будущих поколениях.
Социальное воспитание осуществляется в рамках социально-педагогической деятельности, которая включает в себя и социальную работу, и педагогическую деятельность, целью которой является помощь личности (ребенку) в осознании себя, своего психологического состояния, на формирование адекватных и гармоничных отношений в семье, школе, коллективе сверстников.
Задачи и функции педагогической социологии
- Изучение состояния ребенка, а также его отношений в коллективе (в том числе, в семье).
- Помощь ребенку, попавшему в беду.
- Анализ состояния социального воспитания в различных социальных сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него.
Основной задачей дисциплины является активизация ресурсов ребенка на самовоспитание и самообучение, установка на самостоятельность и инициативность в своей жизни.
Таким образом, основными функциями педагогической социологии являются:
- воспитательная, с помощью которой ребенок входит и адаптируется в новой социальной среде,
- социально-правовая, с помощью которой осуществляется защита о ребенке на правовом уровне,
- социально-реабилитационная, связанная с работой с детьми-инвалидами, физически или психически неполноценными, где основные социальные функции, выполняет педагог.
В целом можно говорить, что педагогическая социология помогает ребенку привить чувства добра, справедливости, любви к ближнему, творчеству, а также ставить цели для того, чтобы самостоятельно выйти из трудной жизненной ситуации, определить направления развития своей жизни.
Педагогическая социология развивает в ребенке стремление узнавать окружающий мир, осознавать себя и свои умения, особенности, творческое начало.
Эта дисциплина также учит навыкам общения в группе, коллективе, способам разрешения конфликтов, опираясь на свои законные права, а также на действующие в обществе нормы отношений.
Процесс социализации в педагогической социологии
Социализация личности включает в себя как адаптацию индивида к внешней среде, так и влияние этой среды на самого индивида.
Можно говорить о социализации с точки зрения социологии и с точки зрения педагогики.
С точки зрения социологии социализация связана с описанием различных межгрупповых и межличностных отношений, которые возникают у человека на разных этапах его жизни и развития. С точки зрения социологии человек, усваивая социальный опыт, ценности, нормы, установки общества и социальных групп, не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, приобретает готовность к преобразовательской деятельности.
С точки зрения педагогики социализация изучается как явление педагогическое, а потому с позиции воздействия на человека определенных средств, причем волнует педагогику не то, как этот процесс произошел (содержательная характеристика), а то, что явилось причиной изменений в человеке. Педагогику интересуют уровни социализации, а следовательно, какими формами и методами можно управлять переходом из одного уровня социализированности человека в другой.