Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема
Проблема отколняющегося или девиантного поведения школьников - одна из ключевых в образовательной и воспитательной сфере, а также в рамках педагогической науки. Особенно важна она в рамках кризисных ситуаций, нестабильного общественного состояния. В том числе виновато экономическое положение людей, проблемы с формированием новых норм и ценностей, слом старых социальных отношений. Особенно сложно в рамках такой ситуации подросткам и молодежи.
Психолог И. С. Кон в своих работах отмечал, что отклонения в поведении подростков вызваны трудностями переходного возраста, шаткостью социального положения, гормональными процессами и трансформациями Я-концепции.
Чаще проявляется агрессивное поведения, различного рода зависимости, растут проявления жестокости и нигилизма. В том числе в новом обществе появляются новые формы девиантного поведения: участие в экстремистских организациях, сотрудничество с мафией, различные формы а антисоциального поведения. Всё это обуславливает интерес педагогов, психологов и социологов к данным проблемам.
Девиантное поведение может проявляться как особенность отдельных психических процессов. Например, в виде рассеянности, заторможенности и других проявлений. Также девиантное поведение может формироваться из-за общей низкой культуры, отрицательного отношения к правилам. Также значение имеют определенные качества личности и черты характера. Всё это ведёт к проблемам в обучении.
Виды девиантного поведения подростков
В рамках психолого-педагогической литературы выделяют четыре вида отклоняющегося поведения (Л.М. Зюбин):
- поведение, которое не нарушает никаких норм, но не соответствует возрасту;
- нарушение общепринятых норм, но не закона ( неконтактность, агрессивность и пр.);
- нарушения уголовного и административного законодательства;
- поведение, возникающее на фоне психических патологий.
Также существует следующее деление (С.А. Беличева):
- отклонения пассивного типа (уход от активной социальной жизни, нежелание решать проблемы (наркомания, стремление к самоубийству и пр);
- отклонения корыстной направленности;
- отклонения агрессивной направленности.
Интересна также классификация В.Н. Липника по девиациям несовершеннолетних:
- по характеру взаимоотношений к коллективом;
- по отклонениям в нравственном развитии;
- по отклонениям в рамках общественных интересов;
- по степени нарушений в рамках психики;
- по патологиям и медицинским отклонениям;
- по тому, насколько подростки входят в систему общественно-полезной деятельности;
- по патологиям в рамках ведущих мотиваций.
Примеры мероприятий по решению проблем
Сегодня школа пытается воспитывать самостоятельных, хорошо социализированных людей, которые могут реализоваться в рамках рынка труда. Это определяет совокупность методов, которые используют педагоги. Для детей девиантного поведения нужны определенные условия обучения и воспитания, оптимальные технологии, которые помогут добиться результата. В том числе исходя из индивидуальных особенностей ученика.
Нужно выполнять следующие задачи:
- давать больше информации педагогам о видах девиантного поведения;
- помогать родителям лучше понимать своего ребенка и общаться с ним
- способствовать тому, чтобы ребёнок социализировался и справлялся с проблемами в поведении. Для этого можно проводить семинары для педагогов, знакомить их с актуальной литературой, работать с детскими психиатрами, сотрудничать с различными организациями, которые занимаются дополнительным образованием и пр. Также стоит проводить анкетирование педагогов и родителей, а также из индивидуальное консультирование по разным вопросам. Кроме того могут помочь занятия с логопедом.