Формирование девиантного поведения
Девиантным поведением в современной социальной и психологической науке принято считать такое поведение личности, которое отклоняется от социальных норм и ценностей. Этот процесс сопровождается полной социально-психологической дезадаптацией, и в результате человек испытывает проблемы в общении с окружающими, а также с самореализацией.
Как в отечественной, так и в зарубежной психологии формирование и развитие девиантного поведения связывают с процессом развития самой личности. С этой точки зрения асоциальное поведение обусловлено противоречиями, которые возникают между адаптивным характером жизни на основе следования общепринятым нормам и ценностям, и процессами развития, на которые ориентируется сам человек в силу своих потребностей и интересов, а также особенностей личностного восприятия окружающей среды.
Также есть мнение о том, что асоциальное поведение развивается в связи с деформацией личности. Авторы рассматривают девиантность человека, в частности подростков, как следствие деформации развития. Причин также может быть множество, но главная – социально-педагогическая виктимизация личности. Человек загоняется в определенные рамки, ему разрешено следовать лишь общепризнанным законам и не отклоняться от них. Из-за этого большинство людей стремятся уйти от такого контроля, и наиболее легкий путь для них – проявлять негативное поведение, которое выступает в качестве бунта. Таким образом, девиантность развивается в виде механизма компенсации виктимности личности. Она является следствием социальной и психологической деформации личности, ведет к утрате коммуникативных навыков, а также регуляции социального функционирования личности.
Стадии развития отклоняющегося поведения
Нельзя сказать, что девиация – это мгновенный процесс: он возникает постепенно, и здесь предусмотрено прохождение сразу нескольких этапов для того, чтобы человек получил статус абсолютного девианта. Если рассматривать девиацию в качестве процесса, то следует выделить несколько переходных моментов или стадий, которые определяют развитие девиантного поведения личности.
К стадиям развития девиантного поведения относятся следующие:
- Создание норм;
- Сущность норм;
- Оценка поведения индивида с точки зрения девиации;
- Навешивание ярлыков;
- Стигматизация и ее эффекты.
Первый этап – это создание норм. Если нормы нет, то не может быть девиации, поскольку ее сложно оценивать с точки зрения соответствия или несоответствия индивида общепринятым нормами и ценностям.
Норма – это важный аспект, который оценивает, регулирует, развитие индивида с учётом специфики общества и его развития. В обществе сегодня существуют разнообразные нормы. Они могут отличаться по степени строгости и формализованности, а их нарушение может повлечь за собой различные формы наказания: начиная от выговора и заканчивая реальной уголовной ответственностью.
Соблюдение норм всегда контролируется группами, к которым принадлежит индивид – это семья, друзья, коллеги, одноклассники или одногруппники.
Нередко на индивида навешиваются ярлыки. Это значит, что человек, однажды провинившись, будет в дальнейшем восприниматься как нарушитель, даже если его поведение в жизни будет отличаться от асоциального. Его поведение все равно будут тщательно анализировать, и все мелкие проступки и крупные нарушения будут влиять на его жизнь, возможности трудоустройства, получения образования и общение с окружающими. На человека наклеивают «ярлык», если он страдает от какого-либо заболевания, а также в том случае, если ему было предъявлено обвинение. Эти процессы могут усложнить его жизнь.
Стигматизация (стигма – клеймо) – это порок, который может быть свойственен как отдельному человеку, так и более обширной социальной группы. Люди, которые имеют стигму, могут подвергаться более строгим наказаниям, изолируются от окружающих и подвергаются нападкам с их стороны. Формируется определенное отношение к индивиду, которые нарушает социальные нормы, оно не несет в себе никакого позитивного элемента. Люди, которые в открытую протестуют против законов, всегда выглядят в глазах окружающих менее привлекательно: мало кто хочет прибегать к таким же методам поведения, ведь у них перед глазами есть наглядный пример того, какие наказания могут быть за подобное отклоняющееся поведение.
У стигматизации есть свои эффекты. Например, человек вживается в собственную роль девианта, хотя, вероятно, его поведение уже не соответствует тому, что было ранее. Он испытывает давление со стороны общественности и осознает, что раз люди ожидают от него именно негативных проявлений, то он должен соответствовать подобным ожиданиям. Но есть те, кто упорно отрицает свое девиантное поведение, тем самым демонстрируя его еще больше, так как прибегают к разнообразным нестандартным механизмам для демонстрации своего «нормального» поведения. К тому же, они могут выстраивать собственную систему ценностей, которая отличается от общепринятой тем, что допускает нарушение норм и непринятие ценностей общества. Поэтому девианты не могут отойти от своего привычного состояния, которое затем мешает им функционировать в соответствии с нормами и правилами поведения, соблюдать свободы других граждан. Основной принцип – ограничить общение с окружающими и обратиться к специалистам – психологам и психиатрам, которые помогут скорректировать поведение и найти пути для того, чтобы вернуть в нормальную жизнь и адаптироваться к ней.
Оценка поведения в точки зрения девиации предполагает, что в обществе обязательно должны присутствовать группы, которые реагируют на асоциальное поведение индивидов и дают ему оценку в соответствии с тяжестью нарушений. В группу входят эксперты, которые имеют право оценивать поведение и в дальнейшем назначать наказания, если человек в действительности опасен для общества, может навредить не только самому себе, но также и окружающим.