Понятие девиантного поведения
Девиантное поведение – это устойчивый образ действий или поступок, совершаемый индивидуумом или группой лиц, который не соответствует принятым в обществе нормам и установкам.
Дозволенность в социуме выступает как исток для девиантного действия.
Пубертатный период считается одним из кризисных стадий в становление личности. Именно ярко выраженный гормональный фон в подростковые годы является фактором формирования девиации. Противоправные поступки, производимые в подростковом возрасте, воспринимаются как осознанные, но обнаруживаются как произвольные. Любой индивид с признаками девиации располагает определенным алгоритмом и рядом сдвигов в своих деяниях, например:
- физическое насилие,
- грубость в общение,
- враждебность,
- наркомания,
- табакокурение,
- и многое другое.
С учетом этого, немаловажно понять их происхождение. Только после этого возможно приступать к профилактике, консультированию, коррекции. Важно понимать, что в данном вопросе все взаимосвязано.
Значимый аспект фундамента воспитания детей зарождается в семейных отношениях. Дети копируют стиль, манеры старших, что позволяет им формировать не только общественные правила, но и принципы. В условиях неверных воспитательных решений происходит отдаление от семейного круга, что усугубляет обстановку. Именно поэтому возникает необходимость проводить консультативную и психокоррекционную работу со всеми семи членами семейства.
Стадии психодиагностики
Рассматривая отклонение в деятельности, полезно применить синтез и оценку его проступков взрослыми (родители, педагоги). Для этого можно воспользоваться уже существующими вопросниками или провести индивидуальную беседу, что даст возможность собрать более полную информацию. Консультирование надо осуществить непосредственно с подростком, выяснить, его убеждения, позицию, мысли. Психолого - педагогическая характеристика разрешает более углубленно проанализировать психологические стороны.
Существует несколько ступеней психодиагностики:
- Интервью с родственниками об обстоятельствах, которые связаны с деструкцией;
- Поговорить с преподавателями на предмет позиции его в образовательном заведении. Разузнать, реакцию на критику, предупреждения и замечания;
-
Дисциплина ребенка на уроке и внеурочное время. Какие отличительные черты учащегося наблюдаются в учебное и все учебного времени. Для обнаружения патологии можно использовать следующие методы:
- Опросник СОП. Он предназначен для изучения склонности к отклоняющемуся поведению;
- Метод социальной близости разрешит изучить связь с окружающим миром и наоборот обнаружить ответ окружения на ребенка. В результате разбора анкет можно узнать, кто авторитет, у кого просит совет, кто может, по его мнению, оказать необходимую помощь и так далее;
- Проективные тесты. Имеет в своем распоряжении огромные преимущества. Исследование расценивается как игра;
- Психорисунки. Например: «дом, дерево, человек», «моя семья» или «несуществую$щее животное» весьма информативна. Надлежит отметить, что при изучении рисунков исследователь должен обладать нужными глубокими познаниями в интерпретации и расшифровки;щее животное» весьма информативна. Надлежит отметить, что при изучении рисунков исследователь должен обладать нужными глубокими познаниями в интерпретации и расшифровки;
- Социализация. Позволит выявить недостатки в интеллектуально - личностном развитии. Так же можно раскрыть персональные особенности преподавательского состава, с которым происходит взаимодействие;
- методика Дембо-Рубинштейн или в модификации А.М. Прихожан. Оценивает ряд личных качеств;
- личностный опросник Шмишека. Применяется для диагностики типа акцентуации;
- методика цветовых выборов Люшера - это способ определить состояние здесь и сейчас. Также можно отследить динамику за день или после инцидента.