Этапы социологических исследований
Социологическое исследование является сложным процессом, который включает в себя определенные этапы:
- первый этап – подготовка социологического исследования. Основная суть первого этапа состоит в том, что организаторы тщательно продумывают цель социологического исследования, его задачи, описывают программу и план исследования и определяют методы, с помощью которых исследование будет иметь смысл. Также на первом этапе определяются сроки проведения исследования, производится подбор способов для осуществления анализа полученных данных и обработки социологической информации;
- второй этап – сбор первичной социологической информации. На втором этапе исследователь или группа исследователей собирают необобщенные данные из разных источников в разной форме. Это могут быть записи исследователей, заполненные анкеты и информация из онлайн-источников;
- третий этап - подготовка полученных сведений к обработке и непосредственно сама обработка социологической информации;
- четвертый этап - анализ полученных данных, подведение итогов, составление выводов и рекомендаций для принятия дальнейших управленческих решений. На этом этапе готовится отчетная документация (аналитические записки, отчеты, презентации с данными).
Этапы должны реализовываться постепенно, пропуск одного или нескольких звеньев может привести к получению некорректной социологической информации. Исследования, особенно в крупных масштабах, проводятся высококвалифицированными специалистами, которые имеют большой опыт в получении и обработке информации. Это важно, поскольку социологическое исследование должно реализовываться не для «галочки», а для получения объективной информации. Для того, чтобы исследование было полезным, необходимо не только соблюдать этапность, но и использовать соответствующие их цели виды и методы исследований.
Виды исследований в социологической науке
Верный выбор вида исследования позволяет соотнести цель и задачи с предполагаемыми результатами и подобрать эффективную и качественную методику проведения, которая будет отвечать требованиям специалистов и заказчиков.
По способу познания все социологические исследования подразделяются на эмпирические и теоретические. Теоретические исследования специфичны, их суть состоит в том, что исследователь не работает напрямую с объектом, а анализирует понятия, которые отражают сущность и специфику объекта исследования. Эмпирические исследования – исследования, главным содержанием которых является поиск информации, анализ фактических данных и реальных сведений об объекте исследования.
По применению их конечных результатов выделяют:
- эмпирические исследования;
- фундаментальные исследования;
- прикладные исследования.
Эмпирические исследования носят прикладной характер. Это значит то, что полученные результаты находят свое практическое применение в самых различных областях жизни социума.
Фундаментальные исследования направлены на становление науки. Традиционно фундаментальные исследования выполняются по заказу ученых, кафедр, университетов, а также проводятся академическими учреждениями с целью проверить самые различные теоретические гипотезы и теории.
Прикладные исследования – отдельное крупное направление социологических исследований. Они ориентированы на разрешение задач практической направленности. В основном заказчиками эмпирических исследований являются коммерческие структуры, политические партии, государственные учреждение, а также органы местного самоуправления.
В зависимости от того, как часто исследование повторяется, можно выделить разовые и повторные исследования. С помощью разовых исследований специалисты получают представления о текущем состоянии объекта, о его положении в обществе. Это может быть не только социальный объект, но и явлений, процесс, которые интересует исследователя в определенный период времени. Повторные исследования применяются для выявления определенной динамики, на определение изменений, которые происходят с объектом в конкретный период времени.
Исследователи ставят перед собой самые разнообразные задачи, и в зависимости от их содержания социологические исследования тоже подразделяются на различные виды. Например, это могут быть разведывательные исследования (пилотажные). С их помощью исследователь решает ограниченный круг проблем, чаще всего пилотажные исследования помогают выявить сильные и слабые стороны выбранной стратегии и вовремя ее откорректировать.
Описательные исследования проводятся по разработанной программе, которая содержит в себе все самые необходимые данные. Также описательные исследования включают в себя апробированный в ходе пилотажного исследования инструментарий. Данный вид исследований с основном используется тогда, когда объектом является довольно большая общность людей, которая отличается различными характеристиками. Примером такого объекта может быть население города, района, области, где живут и работают люди самых различных возрастов, степени образования, семейного положения, материального обеспечения и т.д.
Также проводятся аналитические исследования. Их цель состоит в углубленном изучении явления. Применяются аналитические исследования в тех ситуациях, когда требуется не просто описать структуру явления или процесса, но и определить его качественные и количественные характеристики. По применяемым способам сбора социологической информации аналитическое исследование имеет комплексный характер. В нем используются самые разнообразные формы опроса, анализа документов, наблюдения, которые в свою очередь дополняют друг друга. Поскольку существует множество видов социологических исследований, важно грамотно подбирать стратегию исследования отдельных объектов. Неверно подобранный инструментарий помещает ученому получить объективные и полные данные.