Сущность понятия «каналы социализации»
В социологической науке каналами социализации индивида называтся агенты, которые гарантируют эффективную социализацию человека в различных условиях.
Находясь в прямом, непосредственном взаимодействии с человеком, каналы социализации играют очень важную роль в том, каким вырастет человек, какие социальные нормы и ценности будут им усвоены, и каким будет процесс становления его личности.
Агенты социализации неоднородны. Они отличаются друг от друга в зависимости от: 1. значимости для самого человека, их востребованности в процессе становления его личности; 1. построения процессов взаимодействия с агентами социализации, регулярности взаимодействия с этими каналами; 1. направления их влияния на индивида – влияние может быть как прямым, так и опосредованным, может чередоваться в зависимости от целей и ценностей; 1. средств влияния на индивида.
Как правило, каналы социализации меняются по мере того, как человек взрослеет, становится опытнее, получает образование и обретает определенный статус.
В современной науке и практике каналы и агенты социализации индивида делятся на первичные и вторичные.
Первичные и вторичные каналы социализации
Социализация может быть первичной или вторичной, отсюда и идет разделение ее каналов на первичные и вторичные. В качестве первичных каналов социализации выступают ближайшие родственники индивида – родители, родственники, а также близкие друзья, учителя и все люди, входящие в ближайшее окружение индивида, с которыми он постоянно взаимодействует и имеет близкие контакты.
Безусловно, важнейшим социальным каналом социализации индивида является его семья. Именно она составляет ближайшее социальное окружение личности. С помощью семьи человек успешно проходит процесс первичной социализации, общественные нормы и ценности не кажутся ему какими-то чуждыми и непривычными. Если семья неблагополучная, или она отсутствует, а воспитанием индивида занимаются опекуны, то это также накладывает свой отпечаток на состояние индивида и его дальнейшую социализацию. Именно школьный период способствует формированию самооценки ребенка, которая в большинстве своем остается неизменной в течение всей дальнейшей жизни человека.
Бурное развитие информационных и интернет-технологий нельзя не упомянуть об этих объектах как одних из современных каналов социализации индивида. Учитывая, какую роль играет Интернет сегодня, можно смело назвать его первичным каналом социализации личности. Он оказывает мощнейшее влияние на развитие личности, в целом на ее нравственное состояние, восприятие любой актуальной информации и формирование собственного мнения о тех или иных событиях и явлениях. Попадая в виртуальный мир, человек получает дополнительную свободу для выражения собственного мнения, своих эмоций и чувств, на знакомство с новыми людьми, поиск информации и ее размещение. В Интернете он может найти единомышленников, познакомиться с новой культурой, с новыми жизненными позициями, открыт к обмену мнениями. Это влияет на развитие личности, на идеалы и те нормы, которые в ближайшем будущем будут пропагандироваться.
К вторичным агентам социализации относятся формальные организации, различные официальные учреждения, партии, учебные заведения, СМИ. В отличие от агентов первичной социализации, влияющих на человека в основном в первую половину его жизни (детство, юность, молодость), агенты вторичной социализации главенствуют во второй половине жизни человека и выполняют при этом, одну-две социальные функции. Несмотря на то, что их называют вторичными, они играют далеко не последнюю роль в жизни человека. Каналы социализации в виде СМИ, учебных и профессиональных заведений всегда влияют на человека, когда его первичные идеалы уже сформированы, но он нуждается в получении дополнительной информации, в освоении нового потока данных и их адаптации к своей повседневной жизни.
Особая роль среди агентов отводится средствам массовой информации. В первую очередь – телевидению, поскольку оно влияет на различные категории граждан независимо от их пола и возраста. Даже несмотря на то, что популярность телевидения в последние годы понизилась из-за популяризации Интернет-ресурса, это не умаляет значение телевидения как одного из первопроходцев в мире огромного потока информации и данным. Благодаря современным СМИ появляется больше возможностей компенсировать пропасть между людьми, относящимися к обеспеченным и высшим слоям населения и представителями рабочего класса, жителями городов и сельских поселений, менее обеспеченными гражданами и членами общества.
Дополнительный фактор социализации – трудовая деятельность индивидов. Она обеспечивает вхождение в мир работающих людей, профессионалов, которые выполняют свою работу для улучшения качества жизни общества. Профессиональная деятельность помогает человеку найти его собственное место в существующей социальной системе. В результате осуществления трудовой деятельности у индивида появляется уверенность в себе, он обретает престиж, ощущает собственную значимость. В процессе социализации это крайне важно, поскольку человек должен чувствовать свою принадлежность к определенным социальным категориям, он должен уметь самоидентифицироваться. Без этого у него возникают значительные проблемы в адаптации к постоянно меняющимся условиям, а также ему сложнее угнаться за бурным информационным и технологическим прогрессом, если он оказывается в автономии и оторванности от социума. Трудовая социализация затрагивает, как правило, уже взрослых, самоопределившихся людей и в связи с этим возникают трудности, связанные с необходимостью нахождения правильного соотношения между уже имеющимися ценностными ориентациями и теми требованиями которые необходим выполнять для эффективного осуществления трудовой деятельности.