Общество потребления и его сущность
Общество потребления – понятие, используемое в научном обороте для определения совокупности общественных отношений, опирающихся на принципы индивидуального потребления услуг и товаров, которые производятся в большом, практически неограниченном количестве. Эти товары и услуги доступны каждому, они могут удовлетворить потребности всех желающих.
Общество потребления имеет различные характеристики. Например, в таком обществе потребляются массово потребляются материальные ресурсы и блага. В конечном счете это приводит к формированию определенной системы ценностей, люди обретают собственные ценностные установки, мировоззрения. У общества массового потребления есть как свои преимущества, так и свои явные минусы. Но в исследовательской практике общество потребления рассматривают скорее как то общество, которое постоянно ориентировано на массовое производство. Однако бесконечные товары и услуги имеют невысокое качество, а люди в погоне за брендами не всегда могут отличить, какие из представленных товаров хорошего качества, а какие – подделки, которые не только имеют низкое качество, но могут быть очень опасны для здоровья. Для человека как массового потребителя становится важным бренд товара, невысокая стоимость, доступность. А еще он пользуется тем, что он может показать большинству тот товар, который хотят приобрести очень многие, но не у многих есть такая возможность.
Общество потребления не возникло само по себе или спонтанно. Оно стало прямым следствием развития капиталистических отношений. Капитализм сопровождался бурным экономическим развитием и техническим прогрессом. Затем произошли и соответствующие социальные изменения, в том числе изменения в умах людей. Выросли доходы некоторых категорий граждан, между богатыми и бедными пропасть лишь усилилась. Продолжительность рабочего дня снизилась, у людей появилось больше свободного времени, которое теперь они могли потратить так, как им хочется. Стала развиваться досуговая и развлекательная сферы, которые сейчас имеют огромный доход. В свободное время также человек мог посвятить себя самообразованию, соответственно усиливается человеческий капитал, уровень знания постепенно растет.
Но несмотря на то, что уровень жизни вырос, люди акцентировали внимание на том, что жизнь стала легче из-за того, что у них появился выбор. Выбор, как провести свободное время, выбор товаров и услуг. Но благоприятные процессе тут же сопровождаются и некоторыми отрицательными. Доходы растут только у отдельных категорий граждан, из-за массового производства упор делается не на качество товаров, а лишь на то, как бы больше их произвести, чтобы фирмы могли получить как можно больше прибыли. Массовость размыла и понятие уникальности. Все стало одинаковым, стандартизированным и слишком формализованным.
Структурные характеристики общества потребления
Структура общества потребления была раскрыта после того, как общество потребления стало объектом социологических исследований. В основном исследования начались К. Марксом, который делал акцент на экономической составляющей. Исследователь настаивал на том, что в капиталистическом обществе существует только два социальных класса, которые способны не просто существовать друг с другом, но и отражать специфичность структуры общества потребления. К таким классам стоит отнести:
- Пролетариат;
- Буржуазию.
Буржуазия – это представители социального класса, где его участники обладают собственностью на средства производства. С пролетариатом иная картина: это граждане, которые должны и вынуждены зарабатывать средства для проживания наемным трудом. Но был еще один класс – ремесленников и торговцев, в современном понимании их бы назвали самозанятыми, так как они полностью работали на себя. Им не было необходимости использовать чужой труд, но при этом и сами они не хотели быть наемными рабочими, так как найм что в те времена, что сейчас означает зависимость от других людей, других социальных классов, которые могут распоряжаться трудовыми и человеческими ресурсами.
Эта структура оказалась устойчивой, с годами она поменялась несильно. Скорее, изменилось состояние общества и наполненность выделенных социальных слоев и категорий. В постиндустриальном обществе образовались классы, которые разделились на категории в зависимости от своего благосостояния. Также эти классы отличаются наличием или отсутствием средств производства. Третий класс становится сложнее, он расширяется, поскольку к нему могут примыкать предприниматели, квалифицированные рабочие. Они осуществляют трудовую деятельность и получают за нее деньги, однако они не могут похвастаться высоким уровнем дохода, чаще всего живут в нормальных условиях, но сами считают, что эти условия недостаточно комфортны. Однако им не хватает имеющихся средств на то, чтобы удовлетворять все свои потребности, осуществлять дорогостоящие покупки.
Также стоит сказать, что у общества потребления есть свои особые интересы, они следуют в своей деятельности теми путями, чтобы удовлетворить свои потребности. А потребности регулярно растут, так как появляется все больше товаров, выбор становится все разнообразнее. Человек хочет пробовать что-то новое или смотрит на других людей, которые имеют больше возможностей и удовлетворяют все свои потребности. Таким образом он стремится к лучшей жизни, но есть ограничения, из-за которых ничего не получается. Отсутствие достаточного уровня образования и знаний, отсутствие физических возможностей, иные установки и ценности, изначальное нахождение внутри тех социальных групп, где все имеют совершенно иные потребности и ориентации в своей деятельности. Поэтому общество потребления подвижно, в него постоянно стремятся другие люди, и их становится больше. Поэтому условия общества трансформируются, чтобы оно могло принимать к себе желающих.