Методы влияния СМИ на общество и сознание
Средства массовой информации признаны исследователями механизмом, который способен оказывать сильнейшее влияние на человека, его сознание, жизнедеятельность и мировоззрение.
Безусловно, средства массовой информации во всем своей многообразии используют широкий арсенал методов, оказывающих такое воздействие, и таким образом формируют совершенно новую личность, которая соответствует всеобщим ожиданиям. К тому же, с помощью СМИ можно не просто формировать человека, но и манипулировать им, контролировать его действия и поведение.
В первую очередь, среди методов СМИ исследователями выделяются механизмы, нацеленные на преобразование коммуникативно-содержательной стороны информации. Очень важно добиться такой эмоциональной реакции, которая будет полностью соответствовать заданному инфоповоду. Такие эмоциональные воздействия достигаются благодаря новым лингвистическим средствам, специфическим способам подачи информации (использование определенной интонации, жестов, мимики, речевых оборотов, которые так или иначе будут влиять на человека, его понимание и ощущения). Также данный метод может быть связан с созданием лжесобытий, утаиванием особой важной информации, которая так или иначе влияет на человека и его мнение о событиях или явлениях; с манипулированием временем и местом подачи информации.
Искажение информации не всегда несет негативный характер. Например, некоторые события могут быть слишком жестокими и шокирующими, и информацию о них необходимо переформулировать, преобразовывать таким образом, чтобы она не навредила психике человека. Но, как правило, преобразование фактов и искажение информации используется для того, чтобы было проще управлять человеком, навязывать ему чужую волю, иной взгляд на события, что также сказывается на общественном сознании в целом.
Утаивание информации, которое также еще называют замалчиванием, подразумевает избирательную подачу информации. Из всего объема выбирается только та, которая может быть выгодна отдельным личностям, и чаще всего такой метод распространен в политической сфере. Особенно это очень важно во время выборов, поскольку многим политикам выгоднее представлять себя в лучшем свете, демонстрировать свои позитивные достижения. Это особым способом сказывается на общественном сознании, идеологических предпочтениях индивидов, а также на их политическом сознании и выборе того или иного пути в дальнейшем развитии государства, общества и отдельной личности.
Как мы уже отметили ранее, СМИ используют методы эмоционального воздействия на индивидов, так как именно эмоции, внутреннее состояние человека может быть затронуто в большей степени при создании видения событий, играющих важную роль в формировании общественного сознания. К таким методам относятся следующие:
- Сенсационность;
- Метод запугивания;
- Медианасилие.
Эмоциональное воздействие на общественное сознание
Мы выделили три метода эмоционального воздействия средств массовой информации на общественное сознание: сенсационность, запугивание и медианасилие. Каждый из этих методов обладает особыми чертами и свойствами, а также в целом может значительно повлиять на окружающую действительность. Особенность методов заключается в их относительной гибкости и адаптируемости к постепенно изменяющимся и трансформирующимся условиям, а также в том, что они могут существовать как автономно, так и в достаточно серьезном взаимодействии друг с другом.
Суть сенсационности заключается в том, чтобы использовать громкие, сенсационные события и новости, которые имеют настолько важное значение и уникальность, что в основном внимание публики концентрируется именно на этих событиях. Благодаря использованию подобных сенсаций СМИ могут скрыть, умолчать о некоторых фактах или событиях, а также в целом ослабить реакцию на некоторые явления общественной, экономической, культурной и политической жизни, которые предшествовали сенсационному и могли бы в большей степени изменить видение человека в той или иной ситуации.
Еще один метод – запугивание личности. Его смысл заключается в том, что аудиторию как бы ставят перед выбором одного из двух зол – в сообщении, которое передается средством массовой информации, представляется альтернатива, построенная на противопоставлении заранее сформулированных неблагоприятных исходов. Описание, использование определенных формулировок создает иллюзию того, что одно из так называемых «зол» постепенно представляется как добро, которое не просто может создать для человека стабильную ситуацию, но также улучшить его жизнь. Принятие подобных условий в особой степени влияет на жизнь человека, на его представления о происходящих событиях и явлениях, а также создает определенную мировоззренческую картинку, которая так или иначе влияет на его жизнь в целом.
Последний метод эмоционального воздействия средств массовой информации на общественное сознание – это медианасилие. Оно представляет собой воздействие на аудиторию путем демонстрации насилия, крови, убийств. По сути, этот метод ориентирован на то, чтобы показать человеку жестокость этого мира и сформировать представления о том, как лучше не поступать, чтобы такие действия не несли опасный, негативный характер в его повседневной жизни.
Стоит отметить, что сегодня в СМИ стараются избегать этого метода, хотя, тем не менее, в некоторых социальных сетях существуют специальные группы и паблики, где в открытом доступе можно ознакомиться с подобными материалами и увидеть обратную сторону человеческой жизни. Влияние носит достаточно двойственный характер: кто-то действительно меняет свое отношение к миру, стремится к созданию такой модели поведения, которая будет исключать жестокость, насилие. Но есть и те, кто как бы вдохновляется такой информацией. Такие люди наоборот еще больше ориентируются на проявление насилия и жестокости в отношении окружающего мира. Страдает не только их собственная психика: в зоне риска оказываются совершенно ни в чем не повинные люди.