Студенчество – это современная социальная группа, представители которой обладают способностью к активной деятельности, а также весьма высокой степенью динамики и способностью быстро реагировать на малейшие изменения в структуре социального пространства и экономические трансформации.
Суть образовательных потребностей
Современные студенты существуют в достаточно динамичных и порой жёстких условиях в экономическом и социальном смыслах. Это становится решающим условием для становления их образовательных потребностей.
Образовательные потребности – это потребности в овладении знаниями, умениями, навыками и качествами, предусматриваемыми прогностической моделью компетентности, которой необходимо овладеть обучающемуся для решения жизненно важных проблем.
Особенностью России 90-ых годов стала экспансия высшего образования и его проникновение на периферические территории. Безусловно, это сыграло роль в формировании образовательных потребностей современных студентов.
Высшее образование – это уровень профессионального образования, следующий после среднего общего или профессионального образования.
Необходимо понимать, что потребности любого рода и их содержание представляют собой весьма изменчивый феномен на личностном и на общественном уровне. Характер, содержание, система актуализации тех или иных образовательных потребностей постоянно трансформируются.
Потребности в образовании представляют собой значимый фактор развития личности и отдельных социальных групп и всего общества в целом. Образовательные потребности студентов формируются в связи с интенсивным развитием информационной эпохи и возникновением новых требований к личности.
Чертой образовательных потребностей современных студентов можно назвать тот факт, что они не до конца сформированы и не в полной мере соответствуют образовательным государственным планам.
Все это в итог влияет на процесс самоопределения студентов в ходе получения высшего образования и профессии. Образовательные потребности обнаруживаются в мотивах и желаниях, которые побуждают человека к деятельности различного рода.
Образовательная траектория
Одной из наиболее явных образовательных потребностей каждого современного студента является выбор образовательной траектории.
Образовательная траектория – это процесс последовательного удовлетворения потребностей в образовании и формирования новых.
Современные студенты выбирают образовательную траекторию при непосредственном анализе профессионального самоопределения. При этом происходит:
- процесс выбора формы и направления после школьного образования;
- перспективное определение конкретного места работы.
Многие современные студенты вынуждены совмещать учебу и основное место работы, что формирует у них потребность в лояльных учебных планах и грамотном распределении времени. Студенты с подобной образовательной потребностью оказывались на перепутье собственной образовательной траектории.
Также для современных студентов весьма важно понять, какие именно знания, навыки будут им необходимы после получения диплома, поэтому у них формируется потребность в осуществлении наставничества в процессе. Им необходимо пояснять, какие существуют тенденции на рынке труда и какие конкретно действия необходимо совершать, чтобы иметь возможность найти перспективное место работы в ближайшем будущем.
Часто многие студенты в процессе получения высшего образования разочаровываются в получаемой специальности, в связи с чем возникает необходимость выбора программ дополнительного образования, переподготовок при обучении на последних курсах университета.
Ключевой объект образовательных потребностей
Согласно данным социологических исследований ключевым объектом образовательных потребностей для старшеклассников становятся:
- карьера;
- будущий социальный статус.
Социальный статус – это социальное положение, занимаемое социальным индивидом или социальной группой в обществе или отдельной социальной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки.
Карьера – это успешное продвижение в области служебной, социальной, научной и другой деятельности; продвижение вверх по служебной лестнице.
Таким образом, можно наблюдать отсутствие согласованности потребностей молодых людей с образовательными ориентациями, господствующими в государстве. Если в системе мотивации студента преобладают материальные интересы и ценности, то образовательные потребности будут конкретизироваться в направлении получения будущей профессии, которая сможет в перспективе принести высокий доход. Но такая ориентация, минуя потребность в образовании при восприятии образования как инструмента является не лучшим вариантом как для личности, так и для системы образования в целом.
Сегодня в контексте самоопределения студентов наблюдается некоторая зарисовка ими в собственном воображении некоторой карты собственного дальнейшего жизненного пути, который включает начальную и конечную точки, но не отражает действительную образовательную траекторию.
В последствии этот пробел заполняется стихийно и непосредственно в ходе выполнения образовательных операций, что может заблокировать систему самоопределения в целом.
Это состояние в мироощущении современных студентов говорит о несформированности их образовательных потребностей при наличии четкого стремления к материальному достатку, но промежуточные результаты при этом могут быть не осознанными, что также обусловлено несовершенством образовательной системы. Поэтому многие студенты не могут в полной мере оценить качество предоставляемых им образовательных услуг.