Сущность и функции образования как социального института
Социальный институт – это структурированная совокупность связей и социальных норм, объединяющая существенные общественные ценности и процедуры, которые удовлетворяют основным общественным потребностям.
Любой социальный институт формируется и функционирует, удовлетворяя определенную общественную потребность. У каждого социального института есть как ряд специфических особенностей, так и черты общие с другими институтами.
Признаки института образования:
- установленные нормы поведения – регулярная посещаемость и получение знаний;
- символические культурные признаки – наличие школьной эмблемы, песен и пр.;
- утилитарные культурные черты – наличие классов, библиотеки и стадиона;
- письменный и устный кодекс учащихся – свод правил;
- идеология – академическая свобода, прогрессивное образование, равенство в обучении.
Образование – это социальная подсистема со своей структурой. Ее основными элементами являются учебно-воспитательные учреждения, выступающие в качестве социальных организаций и социальных общностей (ученики и педагоги), учебный процесс как разновидность социокультурной деятельности.
Образование – это социальный институт, который занимается обучением индивида и включением его в разнообразные отрасли общественной жизнедеятельности, приобщает его к культуре общества.
Значимый компонент социализации людей – образование, то есть обучение индивида с целью передать ему накопленные знания и культурные ценности. Институтом образования обеспечивается социальная стабильность и интеграция общества, а его функционирование связано с удовлетворением двух основных общественных потребностей – социализация членов общества и их подготовка к разным социальным ролям.
Более конкретно образование может быть рассмотрено в качестве относительно самостоятельной системы, основная функция которой – систематически обучать и воспитывать членов общества, ориентируясь на овладение определенным набором знаний, идейно-нравственных ценностей, умениями, навыками и поведенческими нормами, содержание которых зависит от социально-экономического и политического устройства общества, уровня его материально-технического развития.
Наиболее важной задачей, стоящей перед современным институтом образования является задача подготовки индивидов к размещению их на определенные социальные позиции в социальной структуре рассматриваемого общества, что представляет одно из наиболее значимых функциональных требований для любой социальной системы. Данную задачу решает не общеобразовательная школа, а специальное учебное заведение – училище, техникум, институт, университет и пр.
Компоненты системы образования
Система образования как институт состоит из следующих компонентов:
- органы управления образованием и подчиняющиеся им организации;
- образовательные учреждения, в том числе институты повышения квалификации и подготовки преподавателей;
- творческие союзы, профессиональные ассоциации и общества, научные и методические советы и иные объединения;
- инфраструктура науки и образования: типографии, проектные, производственные, клинические и фармацевтические предприятия;
- образовательные программы и ГОСТы разного уровня и направленности;
- учебники и учебно-методические пособия для учеников и учителей;
- периодические издания, в том числе журналы и ежегодники, в которых отражены новейшие достижения науки.
Совокупность норм, которыми регламентируется и организуется взаимодействие людей по вопросу обучения, говорит о том, что образование – это социальный институт. Наука вместе с образованием может рассматриваться в качестве общественного микроинститута.
Функциями образования являются:
- передача (трансляция) знаний от старшего поколения к младшему и распространение культуры;
- генерация и хранение культуры общества;
- определение статуса личности;
- социальный отбор (селекция), дифференциация членов общества, в первую очередь молодежи, что обеспечивает воспроизводство и изменение социальной структуры общества, индивидуальная мобильность;
- обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи;
- создание базы знаний для дальнейшего образования;
- социокультурные инновации, разработка и создание новых теорий и гипотез, открытий и изобретений;
- социальный контроль.
В социологии есть понятие формального и неформального образования. Само понятие формального образования подразумевает существование в обществе специализированных учреждений и организаций, в которых протекает процесс обучения. Также в современном обществе господствует система образования, подчиняющаяся определенному официально предписанному образцу, который определяет объем получаемых знаний. Обучение определенному набору навыков и действий должно соблюдать:
- нормативный канон личности, принятый в данном обществе;
- нормативные требования исполнения распространенных в данном обществе социальных ролей.
Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод, что функционирование системы формального образования определяют культурные стандарты, идеалы, политические установки, которые воплощаются в политике, проводимой государством в сфере образования.
Объект изучения социологии – это система формального образования, которая отождествляется с целостным процессом образования, так как образовательные учреждения имеют решающее значение.
Неформальное образование – это несистематизированный процесс обучения индивида знаниям и навыкам, стихийно осваиваемыми в процессе общения с окружающими сверстниками и друзьями, или через индивидуальное приобщение к культурным ценностям, усвоение информации из журналов, газет, радио и телевидения.
Неформальное образование тоже часть социализации личности, оно помогает в освоении новых социальных ролей, способствует духовному развитию, но относительно системы формального образования в современном мире ему отведена второстепенная, вспомогательная роль.