Николай Яковлевич Данилевский (род. 1822 – ум. 1885) - русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель. Основная сфера интересов Н.Я. Данилевского – философские основы исторического процесса.
Два периода научной биографии Данилевского
Первоначально Данилевский, как многие русские мыслители его времени, склонялся к социально-утопическому стилю мышления – каким он представлен, например, в работах Шарля Фурье (социальной утопией которого был увлечен в свое время и Лев Толстой).
Вторым – и наиболее значительным - периодом в научном творчестве Данилевского называют обычно его переход на славянофильские позиции. Акцент при этом изначально ставился на существующие, по мнению Данилевского, коренные различия как в историческом пути России и западноевропейских стран, так и в ожиданиях и коллективных установках населяющих их народов (которые Данилевский определял как «требования народного чувства»).
Теория культурно-исторических типов
Как и для остальных славянофилов, главной проблемой исследования для Данилевского становится историческая миссия России в мире. Сам же он отмечал, что от большинства славянофильски настроенных мыслителей его отличает практическая направленность предлагаемых им решений: если для основной их массы становление и развитие самобытной, уникальной славянской (русской) цивилизации остается «мечтой», «проектом» (хотя и желательным), - Данилевский признает эту возможность вполне воплотимой и предлагает определенные меры по ее претворению в жизнь.
Возможность эта возникает на путях новой объежиняющей концепции, новой «русской идеи». Поскольку прежние подобные концепции, на которые до сих пор опирались народники, - такие как концепт «Москва – третий Рим» или официальная «триада» «православие. Самодержавие, народность» - не только морально устарели, но и никогда не были по-настоящему научно обоснованными теориями, а строились исключительно на «чувстве».
В основу новой, научно-исторически обоснованной «русской идеи» Данилевский предлагает положить собственную теорию о существовании различных культурно-исторических типов. Теория же эта, в свою очередь, базировалась на собственном опыте Данилевского как естествоиспытателя. (Три года он провел на Ледовитом и Баренцевом морях, исследуя по заданию правительства организацию рыбоводства в этих местах; позднее проводил подобные экспедиции в разных мстах России.)
Согласно этой теории, противопоставленной им дарвиновской теории эволюционного развития, организмы в естественном мире развиваются не в рамках единой «лестницы эволюции». Но в рамках собственных, изначально заданных естественных типов. Это представление Данилевский переносит и в сферу общественно-исторических процессов, выделяя отдельные народы в качестве представителей тех или иных достаточно автономных образований, названных им «культурно-историческими типами».
«Россия и Европа»
Этой проблеме посвящена, например, специальная глава в его главном труде – «Россия и Европа», где в качестве одного из основных законов функционирования культурно-исторических типов он выдвигает следующий:
«Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций…»
Так, европейцы в его системе относятся к одному культурно-историческому типу, а русские и в целом представители славянских народов – к совершенно другому, характеристики которого во многом прямо противоположны западноевропейскому типу или просто несовместимы с ними.