Кареев Николай Иванович (род .1850 – ум.1931) - русский историк, социолог и философ.
В 1873 году окончил Санкт-Петербургский университет, факультет истории и филологии. Был профессором Варшавского и Санкт-Петербургского университетов, член-корреспондентом Российской Академии Наук с 1910 года, почетным членом Академии Наук СССР с 1929 года.
Исторический подход Н.И. Кареева
Кареев был преимущественно историком. Он автор трудов по истории крестьянского вопроса во второй половине 18-го века во Франции, многотомной работы по истории Западной Европы в Новом времени, истории французской революции в трех томах. Кареев ставил историю на первое место среди всех наук, желая вытеснить историзмом теоретизм, слишком распространенный в его время в качестве методологического подхода в исторических и социально-исторических трудах. Проблемы своих исследований сам он разрабатывал в рамках теоретических социологических и исторических подходов.
Еще одна особая черта, характерная для работ Кареева, - это особенный интерес к культурному процессу как к части процесса исторического, к вопросам взаимодействия культуры и видов социальной жизни, роли отдельной личности в истории культуры России.
Кареев разделял факты истории на:
- культурные и
- прагматические (события, действия людей и их поступки, и т.д.).
Он критиковал чрезмерный уклон некоторых исследователей в сторону культурного аспекта исторического процесса; в рамках подобного уклона важность личного начала в историческом процессе практически игнорируется. Критиковал он, однако, и редукционизм противоположной направленности - сосредоточенность на одних только «прагматических» процессах.
Социокультурное взаимодействие
Кареев призывал изучать историю как взаимодействие культурных форм и личностной деятельности, а также культурных и прагматичных процессов, постоянно переплетающихся и взаимно влияющих друг на друга.
Кареев также выделял постоянное взаимодействие социальных и культурных отношений в истории. Он считал, что состояние культуры отражается на изменении социальных форм, а социальное устройство - на культуре. Он одновременно изучал социальное и культурное развитие, в силу этого духовное разъяснение культурного развития без учета социально-экономических условий представлялось ему ограниченным и ненаучным подходом.
Научное творчество Кареева основано на методологической концепции критической, положительной философии. Основные составные части философии в его понимании - это философия истории, этика и антропология.
Субъективная социология Кареева
Можно выделить несколько важнейших тематических областей в социологии Н.И. Кареева:
- коллективная психология как основа общества,
- метод социального познания,
- исторический процесс.
В истории социологии Кареев остался, во-первых, как первый исследователь исторического процесса развития русской социологии; во-вторых, как исследователь, который последним среди исследователей своего поколения использовал в своей работе субъективный метод. Этот методологический подход, представленный также П.Л. Лавровым и Н.К. Михайловским, базировался на общем понимании Кареевым первостепенной роли личности в историческом процессе.
Однако не всякий субъективизм может быть использован в историческом исследовании в качестве «правильной» методологии. В связи с этим Кареев выделяет два вида субъективного подхода:
- «недопустимый», или случайный,
- «допустимый», или закономерный
К первому виду он относил всевозможные коллективные стереотипы, верования и заблуждения, ко второму – проявления «чистой» субъективности индивида.