Научное познание – это такой вид познавательной деятельности человека, который направлен на получение объективных, систематизированных, обоснованных и знаний о человеке, природе и обществе.
В современной науке есть множество способов и форм научного познания. Выделяют следующие пути познания – рациональный, практический и духовный. Важное место в познании занимает рефлексия (самопознание).
Рефлексия – это осмысление собственного состояния и развития духовности, целью рефлексии является понять свою сущность.
Познавая самого себя, человек может познать весь окружающий мир, в свою очередь, познав мир, он ещё яснее может понять самого себя.
Эмпирические методы научного познания
К эмпирическим методам научного познания относятся:
- сравнение – нахождение общего между изучаемыми объектами или наоборот – различий;
- наблюдение – восприятие явлений со стороны без вмешательства;
- эксперимент – изучение чего-либо с помощью специально для этого созданных условий;
- измерение – определение величины по отношению к какому-то эталону.
Все перечисленные методы в науке в чистом виде не применяются, они обязательно должны дополняться еще и теоретическими методами.
Научное познание не всегда может быть проверено практическим опытом, научные теории могут быть состоятельными, если их истинность будет подтверждена логически. Несмотря на это практике в процессе сознания отводится ведущая роль, реализующаяся через функции:
- практика – это источник познания и его основа;
- практика – это цель познания;
- практика – критерий истинности знаний.
Практика не может дать полностью чистые истины, не требующие никаких доказательств. С такой позиции у практики есть два момента – абсолютный и относительный. Абсолютный заключается в том, что практика выступает основным критерием, с помощью которого можно определить где истина, а где ложь.
Относительность практики заключается в том, что постоянное развитие мира и социума оставляют незавершенным развитие любых форм практики.
Социальное познание
Особое место в исследовательской деятельности занимает социальное познание, сам человек изучает самого себя и общество в целом. Социальное познание взаимодействию общества и человека, социализации человека и гуманизации социальных структур.
Таким образом, социальное познание имеет три связанных между собой аспекта:
- гуманитарный аспект – изучение человека:
- социальный аспект – изучение общества;
- социально-гуманитарный аспект – взаимодействие между человеком и обществом.
Социальное познание имеет очень многогранный предмет исследования, поэтому использует данные технических и естественных наук и еще больше обогащает их своими собственными выводами.
Особенности научного познания
К особенностям научного познания относятся:
- Системность, доказательность и непротиворечивость;
- Объективные знания о человеке и природе;
- Проверяемость сведений;
- Сформированный и развивающийся понятийный аппарат;
- Применение специальных способов и методов добычи знаний;
- Универсальные знания, которые могут быть использованы в разных отраслях знания.
Научное исследование – это процесс изучения эксперимента и проверки теоретических знаний, связанных с получением научного знания.
Научные исследования никогда бы не появились без исследователей. Исследователи это люди, которые открывают новые знания, накопление этих знаний позволяет выдающимся исследователям совершать научные открытия, которые влияют на ход развития человеческой цивилизации. Выдающиеся исследователи — это исследователи, вклад которых в науку получил признание в обществе.
В XVI-ом веке Ф. Бэкон впервые высказал идею, о том, что наука может и должна быть организована для изучения природных явлений и для развития разных наций. Таким образом, Бэкон заложил основы научного исследования, утвердив политический и экономический интерес научного достижения.
В конце XVII-го века и на протяжении всего XVIII-го века развиваются Академии, которые стали первой настоящей демонстрацией институционализации поиска, но первые специалисты и исследователи появились лишь в XIX-ом веке.
Виды научного исследования
- Прикладные исследования – применение знаний для достижения конкретных целей и задач;
- Фундаментальные исследования – направлены на производство новых знаний, не зависят от перспектив применения;
- Междисциплинарные исследования – в таких исследования задействованы специалисты различных областей;
- Монодисциплинарные исследования – проводятся в рамках одной науки;
- Комплексное исследование – проводится с использованием нескольких методик, для того, чтобы охватить как можно больше параметров;
- Поисковое исследование – основано на поиске путей для решения необходимых задач;
- Однофакторное или аналитическое исследование – направлено на выявление главного, самого важного, по мнению специалиста, аспекта реальности;
- Уточняющее исследование – является самым часто встречающимся в разных областях знания исследованием. Целью такого исследования является установить границы, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Как правило, по сравнению с имеющимся экспериментальным образцом, меняются условия проведения исследования, его объект и методика;
- Критическое исследование – необходимо для того, чтобы опровергнуть уже имеющиеся модели и теории, и наоборот, для их подтверждения. Чаще всего критические исследования проводят в тех областях, где уже накоплен значительный теоретический и эмпирический запас знаний и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента.
Таким образом, система научных знаний постоянно видоизменяется и совершенствуется, каждая ступень познания ограничена уровнем развития науки, историческими условиями жизни общества, уровнем практики, а также познавательными способностями данного ученого. Накопление, сохранение и передача знаний осуществляется только общественным человеком, выступает как социальный процесс.