Социальная группа – это объединение индивидов, которое образуется определенным образом при взаимодействии друг с другом, а также при осознании принадлежности индивидов к общности и учете точки зрения всех членов группы.
При взаимодействии в социальной группе акцент ставится на коммуникативные и эмоциональные связи. Каждый член группы по-своему влияет на других членов и попадает под систему определяющего взаимодействия.
Классификация социальных групп
Социальные группы делятся по размерам на:
- малые социальные группы (классы, бригады, семьи);
- средние социальные группы (жители одного города);
- большие социальные группы (население конкретной страны).
Малую социальную группу можно отличить по наличию возможности непосредственного общения всех членов группы. Несмотря на близость контактов малая социальная группа всегда входит в состав более крупной социальной формации.
Структура и состав любой малой группы всегда находятся под влиянием внешних обстоятельств формального и неформального характера. Кроме того, решающим фактором ее существования можно назвать и тип отношений внутри малой группы.
Событием, который может кардинально изменить ситуацию в малой группе, является конфликт.
Сущность конфликтов в малых социальных группах и механизмы их разрешения
Конфликт – это наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах его сторон, заключающийся в их противостоянии и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящими за рамки правил и норм.
Конфликты в малых группах чаще концентрируются вокруг общей цели и интересов. Самой распространенной формой являются межличностные конфликты. Иногда такие конфликты имеют сугубо эмоциональный характер. В первом случае индивид может влиять на развитие событий, если он стремится к реализации общих целей и задач, а не только личных интересов.
Частой причиной межличностных конфликтов в малых социальных группах можно назвать противоречие интересов отдельных индивидов. Поскольку многие люди стремятся получить заслуженное материальное и эмоциональное вознаграждение, поэтому в случае несправедливой оценки собственного труда может возникать конфликт, переходящий в межличностную сферу. Подобные межличностные конфликты могут иметь конструктивный характер и вскрывать недостатки в организации работы группы или каждого конкретного человека.
Часто почвой для возникновения межличностных конфликтов является неблагоприятный социально – психологической климат в коллективе.
Коллектив – это группа лиц, объединённых какой-либо общей деятельностью, работой, учёбой, решением определённой общественной задачи.
Социально-психологический климат всегда обусловлен характером преобладающего в коллективе настроения, а также степенью удовлетворенности собственной работой и ролью в коллективе каждого члена группы.
Если не достигнуть благоприятного социально- психологического климата, то эффективность групповой деятельности будет весьма низкой. Каждый член коллектива должен понимать, что слаженности работы способствуют:
- групповые нормы;
- стремление к установлению межличностного контакта.
Конфликты в малых социальных группах могут играть конструктивную роль и давать возможность глубокого осмысления индивидуально – психологических особенностей участников межличностного конфликта и оказать позитивное воздействие на механизмы дальнейшего взаимодействия участников группы. Также такие конфликты могут помочь устранить психологическую напряженность в группе и создать хороший фундамент для ее дальнейшего существования.
Если межличностный конфликт перерастает в деструктивную форму, то он оказывает негативное воздействие на психическое состояние членов группы и ухудшает взаимоотношения между ними.
Динамика межличностного конфликта
Межличностный конфликт в группе или коллективе имеет следующую динамику:
- формируется так называемая предконфликтная ситуация и происходит фиксация противоречия;
- происходит осознание предконфликтной ситуации и происходит активация участников конфликта на принятие всех необходимых мер по устранению протвиоречия;
- начинается стадия межличностного противоборства;
- происходит разрешение конфликта или снятие противоречий.
При межличностном конфликте в группе или коллективе необходимо уделить особенное внимание разрешению конфликтной ситуации.
Разрешение конфликта – это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению.
Для того, чтобы конфликт разрешился позитивно необходимо, чтобы его участники проявляли должную степень активности и стремились прекратить бессмысленное противодействие.
Большую роль в предотвращении межличностных конфликтов играет их правильная профилактика, которая позволяет уменьшить вероятность перерастания конфликта в инновационное противоборство.
Любой межличностный конфликт лучше предупредить, чем разрешить и гасить до пика или момента возникновения. Для профилактики конфликтов необходимо соблюдать ряд психологических условий, воспитательного, педагогического и организаторского характера.
Основой профилактики при этом выступает такая организация жизни и деятельности малой группы, которая осуществляется с полным пониманием психологии межличностного конфликта и особенностей его участников.
Практика показывает тот факт, что с повышением сознательности, люди начинают глубже понимать значение сплоченности и коллективизма. Эта тенденция в свою очередь дает возможность предотвращать деструктивные межличностные конфликты.
Главная роль в профилактике конфликтов принадлежит руководителю или лидерам малой группы, призванным самым тщательным образом анализировать каждую конфликтную ситуацию.