Роль О. Конта в развитии социологии
О. Конт - это отец-основатель мировой социологии.
Его недаром считают основоположником социологии как отдельной самостоятельной науки. Главная задача Конта состояла в том, чтобы объединить самые плодотворные идеи своего времени в последовательную программу формирования новой, ранее неизвестной науки об обществе. Сам О. Конт очень критиковал буржуазную культуру, не верил в спасительный эффект неограниченной конкуренции. Социальный прогресс, полагал он, должен основываться на духовных, реформационных преобразованиях. Вопреки либеральному оптимизму, он оценил возникающие ранние капиталистические отношения в виде проявления жестокого кризиса. Вместе с другими социологами он разделял негативное отношение к революционной трансформации общества. Однако он не согласен с привычной романтизацией феодальных условий и порядков. Все попытки Конта отыскать «средний путь», гармонично сочетающие прогресс и полный порядок, способствовали его полной изоляции, отказу от своих идей представителями всех основных общественно-политических направлений, существующих в XIX веке. Но, стоит отметить, что последующие развитие социологии заставило более внимательно посмотреть на творческое наследие этого неоднозначного исследователя.
Методы социологии по О. Конту
Самым главным методом исследования в социологической дисциплине Конт считал наблюдение за социальными фактами. Под такими социальными фактами им понималось все очевидное и наблюдаемое поведение индивидов. Считалось, что только социальное наблюдение могло бы поставить социологию в список наук, дать исследуемому материалу объективный характер - как это наблюдалось в физике. Важно, что социология всегда оставалась для Конта субъективной. Другое дело, что в действительности ему не удалось сформировать в социологии естественнонаучный тип (метод) получения знаний. Но здесь мы имеем дело с противоречием или, как говорят некоторые исследователи, парадоксом социологии Конта.
Чтобы быть надежным источником данных, наблюдение за социальными фактами должно основываться на точной и полной теории (у Конта это позитивистская философия), в противном случае существует риск запутаться в их бесконечном разнообразии. Это первое условие эффективности метода наблюдения.
Вторым условием считалось то, что социальное наблюдение требует четкого и точного разделения своего субъекта и объекта. Согласно Конту, в социологии можно наблюдать только «извне» (аналогично тому, что существует в естествознании). Метод «включенного наблюдения», который в эмпирической социологии XX в. стал одним из самых популярных, Конту был неизвестен. Но он признал большое значение, и это следует подчеркнуть, косвенное наблюдение, которое состояло в точном описании нравов, имеющихся обычаев, различных традиций, присущих тому народу, который изучается.
Третьим условием действенности и важности социального наблюдения согласно учению Конта, является необходимость устранения иллюзии легкости, простоты наблюдения в социологической дисциплине, потому что и сам исследователь считается участником событий. О. Конт полагает, что «наблюдатель» обязан быть в состоянии избежать давления личных и групповых интересов, не поддаваться ему, а также влияния определенных предрассудков.
Вторым по важности методом социологии Конт считает рассмотренный эксперимент — процесс наблюдения за изменением того или иного явления под воздействием специально созданных условий для целей исследования. Он различал прямой и косвенный эксперимент. Чаще всего, по его мнению, последний используется, выступая в качестве наблюдения за изменениями, различными кризисами, имеющимися патологическими отклонениями в социуме, резкими общественными потрясениями. Такое наблюдение (косвенный эксперимент) позволяет намного лучше познать нормальное и необходимое состояние общества. Если говорить о прямом эксперименте, то его возможности ограничены из-за сложности контроля и искусственных изменений социальных факторов.
Итак, третьим методом в социологии, подробно описанным Контом, является сравнительный метод. Он заключается в сравнении жизни каких-то определенных народов и функционирования государств.
О. Конт писал о трех важных типах сравнения:
- сравнение моральных и интеллектуальных факторов, которые влияют на жизнедеятельность обществ, различных народов и государств;
- процесс сравнения разных обществ, которые сосуществуют синхронно, но не влияют друг на друга, что позволяет находить общее в развитии разных народов;
- сравнение различных состояний одного и того же общества, положения в социуме разных классов общества и существующих в нем групп — для нахождения каких-то конкретных этапов развития данного общества.
Именно отсюда и идет интерес Конта к четвертому методу, историческому методу. Данный метод может, как он думает, поднять социальную науку до уровня, который считается позитивизмом. Стоит отметить, что задачей исторического метода является сравнение последовательных состояний социума, учитывая при этом связь прошлого, будущего и настоящего. Данный метод направлен на нахождение направлений и различных характеристик, имеющихся закономерностей функционирования и развития общества.
Учение Конта соответствовало всем требованиям жесткой эмпирической проверки имеющихся социальных фактов.
Таким образом, по мнению социолога, необходимо использовать три главных и очень важных принципа социологии:
- эмпиризмом;
- позитивизмом;
- физикализмом.
Эмпиризм подразумевает, что единственным источником настоящей науки о мире является только опыт. Согласно концепции позитивизма предметом изучения являются только лишь факты. А физикализм утверждает, что самые совершенные понятия - это те, которые созданы физикой.