Классификация традиционных методов исследования в социологии
Социологическое исследование выступает в роли сложной структуры, поэтому его разработка, организация и проведение сопровождается использованием целого комплекса методов.
Метод (происхождение от древнегреческого слова methodos - путь) - ключевой способ сбора, обработки и анализа первичных данных.
Каждый из методов осуществляется при помощи использования специальных техник, характерных только для него и разработанных для конкретных целей исследования.
Техника (происхождение от древнегреческого слова techne - искусство, мастерство) - система специальных приемов результативного использования определенного метода.
Методика – система технических приемов, в рамках конкретного метода, в том числе частных операций, их последовательности и взаимосвязи.
В зависимости от характера исследования могут применяться нестандартные методики, разработанные для сбора уникальной информации либо типовые, применяемые во многих видах исследований.
Наиболее используемыми методами сбора социологических данных в современности являются методы опроса (анкетирование и интервью). Данный метод позволяет получать необходимую информацию лично от респондента при установлении полного контакта (с применением интервьюирования), или опосредованно (с применением анкетирования).
Анкетирование предполагает отсутствие личного контакта между исследователем и респондентом. Респондент самостоятельно дает ответы на вопросы, обозначенные в опросном бланке. Анкетирование может проводиться в индивидуально для конкретного индивида или в групповой форме. В зависимости от характера исследования.
В процессе интервью между исследователем и респондентом устанавливается личный контакт. Данный метод, в отличие от анкетирования позволяет осуществлять сбор вербальной и невербальной информации и позволяет увидеть реакцию респондента на заданные вопросы.
В зависимости от особенностей источника первичной информации опросы могут проводиться массово (опрос участников массовых мероприятий, опрос жителей деревни, города или региона и другие) и специализированно (опрос экспертов или знатоков). Различие опросных методов обусловлено уровнем стандартизации используемого инструментария, местом проведения опроса, глубиной изучения проблемы и прочими критериями.
В науке достаточно часто применяются методы сбора информации, с помощью которых возможно получение информации об объекте и предмете исследования в опосредованном виде. К наиболее часто используемым среди рассматриваемых методов относятся методы анализа документов, наблюдение и эксперимент.
Документационный анализ позволяет получать информацию о событиях, произошедших в прошлом времени или наступление которых прогнозируется. Исследование документации и сопоставление ее содержания с результатами других исследований дает исследователю возможность беспрепятственно анализировать динамику социальных изменений. Источниками информации при использовании анализа документов могут служить текстовые материалы, видео- и аудиозаписи.
При социологическом наблюдении ученый имеет уникальную возможность для исследования события во время его наступления и собрать о нем оперативную, полную и достоверную информацию. Социологическое наблюдение предполагает использование технических средств (фотоаппарат, видеокамера, диктофон).
Эксперимент является самым сложным методом социологического исследования и состоит из целого ряда приемов и элементов различных методов сбора информации. Например, проведение эксперимента неосуществимо без организации социологического наблюдения за развитием ситуации.
Особую группу социологических методов составляют методы сбора социологической информации, содержащие элементы опросных и неопросных методов:
- фокус-групповое интервью объединяет методы интервью, групповой дискуссии и наблюдения;
- социологическое тестирование, позволяющее проводить сбор данных на стыке социологической и психологической наук;
- социометрия, использующая элементы социологических, социально-психологических и статистических методов.
Некоторые виды современных методов исследования в социологии
Следствием расширения сфер осуществления прикладных социологических исследований в разных областях социальной жизни стала разработка специфических методов сбора социальной информации.
К ним относятся:
- метод exitpoll - опрос избирателей на выходе с избирательных участков;
- лабораторный опрос (холл-тест), используемый для сбора количественной информации о предпочтениях потребителей;
- домашний тест, при котором респонденту выдается конкретный товар с целью проверки его качества в домашних условиях;
- кабинетное исследование предполагает работу с вторичными документами, содержащими информацию, ценную с позиции изучения состояния и динамики различных сегментов рынка.
Для развития современной социологической науки необходимо расширение ее методической базы, а при разработке эффективных инноваций в области технической базы сбора и обработки информации будут непрерывно совершенствоваться традиционные и разрабатываться новые методы получения информации о различных сторонах общественной жизни.