Методы сбора социологической информации: классификация
Разнообразные методы сбора социологической информации позволяют подробно анализировать текущие ситуации, изучать процессы и явления, которые происходят в обществе и предлагать решения противоречивых ситуаций. В дифференциации методов существует совокупность подходов, среди которых есть наиболее масштабные и реже всего используемые. Специалисты предлагают обратить внимание на следующие методы сбора социальной информации:
- анализ документов, в частности контент-анализ;
- опрос;
- наблюдение;
- социальный эксперимент.
У каждого из этих методов есть своим индивидуальные признаки и свойства, и каждый метод может представлять собой не отдельное явление, а совокупность процессов. Эти методы адаптируемы под отдельно взятую социальную ситуацию и могут использоваться в научном обороте для изучения всех сфер общественной жизни.
Характеристики наблюдения, опроса и эксперимента как методов сбора информации
В широком смысле любое научное знание начинается с наблюдения. Исследователь воспринимает реальную действительность и интерпретирует ее в соответствии с целями и задачами. Но наблюдение также может интерпретироваться двояко: с одной стороны, исследователь непосредственно наблюдает за процессами и делает выводы относительно складывающейся ситуации. С другой стороны, другие исследователи пользуются данными наблюдения других, при этом сравнивая полученную информацию.
У самого термина «наблюдение» выделяют несколько значений. Смысл состоит в том, что человек неразрывно связан с окружающей средой и ориентируется в ней. Система поступков может быть приближена к условиям, которые регулярно меняются. Исследователь непосредственно воспринимает социальную действительность, но не меняет ее. Цель – упорядочение уже имеющегося опыта и проверка гипотез, которые были сформулированы в процессе подготовки программы исследования.
Таким образом, наблюдение – это регистрация текущих социальных явлений и процессов, а также контроль отдельных элементов социальной действительности, в которые погружается исследователь.
У наблюдения как у метода сбора социальной информации есть свои специфические черты и особенности. Например, наблюдать можно только за тем, что происходит в присутствии самого исследователя. Поэтому исследование динамики усложняется, особенно если это наблюдение за социальными процессами, которые происходят на протяжении нескольких десятков лет. Один и тот же исследователь вряд ли сможет регулярно погружаться в одни и те же условия, да и условия сами по себе очень подвижны, что ни в коем случае нельзя забывать и требуется регулярно фиксировать. Но у наблюдения есть свои преимущества:
- работа непосредственно с конкретными социальными явлениями;
- изучение связей и зависимостей, которые оказывают влияние на процессы и явления;
- конкретизация представлений о процессах и явлениях на основании других источников информации.
Социологический опрос предполагает как непосредственное, так и опосредованное общение интервьюера с респондентами. Непосредственное – это интервью или фокус-группа, а опосредованное реализуется с помощью анкеты и онлайн-опроса. Полученные ответы на заданные вопросы регистрируются, данные представляются в виде аналитической записки или отчета с обобщенными результатами. Информация в опросах может быть зафиксирована благодаря буквам и цифрам, стенографическим знакам, рисунков и фотографий.
Анализ документов – это еще один важный способ сбора информации. В документах содержится важная информация о социальных процессах, их историческом содержании, а также о процессах на разных уровнях исследования. Документы необходимы, когда исследовать изучает институциональные, групповые, личностные и индивидуальные явления. Когда исследователь использует документальные источники, то ему следует обращать внимание на опыт и традиции, которые были достигнуты и обозначены в рамках смежных гуманитарных наук. Это важно, поскольку многие исследовательские практики тесно связаны друг с другом, и могут пересекаться. В этом пересечении рождаются новые направления, которые могут быть полезны. Но из-за их специфики следует обязательно учитывать временные и исследовательские аспекты и традиции.
Эксперимент – это изменение или воспроизведение какого-либо явления. Основная цель эксперимента – изучение явления в наиболее благоприятных условиях для получения объективной и актуализированной информации.
Как метод эксперимент опирается на точный учет переменных, которые оказывают воздействие на зависимые переменные. Причем, рассматриваются независимые переменные, которые могут менять свойства явлений и процессов. Характерная часть эксперимента – это вмешательство индивида в изучаемое явление, которое запланировано. Также в рамках эксперимента можно воспроизводить явления в разных условиях, и они будут полностью контролируемы.
Практически все методы исследования социальных явлений используются и по отдельности, и в совокупности. Когда исследователю не хватает одной методики или инструментария, он может прибегать к помощи других методик. Это удобно, поскольку такое чередование позволяет получать наиболее подробную и достоверную информацию. Но для того, чтобы полученные данные отражали объективную сторону вопроса, требуется опыт самого исследователя. Поэтому начинают изучение с малых групп, и сначала исследователь проводит полевые исследования, чтобы протестировать выбранную методику и понять, насколько он сам справляется с поставленными задачами. Во многих случаях методы обсуждаются в целых исследовательских группах, а затем обязанности распределяются между членами группы в соответствии с их опытом.