Методология науки и научное исследование
Методология науки представляет собой концептуальное изложение целей исследования, совокупность его приемов и их содержание. Все они используются для того, чтобы в рамках научно-исследовательского направления можно было получить объективную и точную, а также систематизированную информацию о тех или иных процессах и явлениях. Также в рамках методологии исследователи касаются закономерностей и взаимосвязей между элементами знания.
Методология научного исследования – это алгоритм, которому исследователь следует для того, чтобы достичь заданной модели знания. Знание – это теоретическая цель, и она предполагает формирование программы приемов и способов исследования в качестве уже практической цели. Исследователь выбирает парадигму, которая будет определять его научные цели, ориентации, пожелания относительно сроков и возможностей перенести теорию в практический оборот. Очень часто бывает так, что методология научного исследования трактуется специалистами как учение о методах исследования.
Методология может включать в себя совокупность следующих этапов:
- Наблюдение, сбор и обработка социологических данных и научных фактов;
- Постановка научной проблемы, формулирование научно-исследовательской проблемы, генерация научных идей, которые смогли бы выявить нестандартное решение определенной задачи;
- Выдвижение рабочих гипотез, их доказательство или опровержение;
- Выведение закономерностей, законов, теорий и концепций в результате доказательства или опровержения гипотез;
- Классификация систем, иные способы организации результатов исследовательской работы.
Все вышеперечисленное говорит о том, что предмет методологии любой науки, и в частности социологической науки очень многозначен, четкого его определения нет, поэтому исследователи пользуются теми данными и показателями, которые будут отображать специфику научного знания и научного поиска. Следует подчеркнуть, что методология научных исследований также рассматривается и как учение о способах, принципах и формах исследовательской работы. Сюда можно добавить учение о научном мышлении исследователя, которое формируется, когда он полностью погружен в поиск и добычу нового научного знания. Методология науки структурирована, рассматривается преимущественно на нескольких уровнях: фундаментальный, общенаучный и технический.
Парадигмы социальной реальности
Парадигма – это концептуальная схема, модель, на которую могут опираться различные концепции. Благодаря парадигме можно детализировать научное знание, в особенности научное знание о реализации исследований, которые закреплены в исходном варианте парадигмы.
Учитывая подходы к изучению сообществ и пониманию социальной реальности выделяют несколько наиболее известных и распространенных парадигм, а именно:
- Парадигму социальных фактов;
- Парадигму социальных дефиниций;
- Парадигму социального поведения;
- Парадигму психологического детерминизма;
- Парадигму социально-исторического детерминизма.
Парадигма социальных фактов сводит в себе все разнообразие социальных явлений и процессов. Сюда же следует отнести социальные реалии, социальную реальность в целом. Сводятся они к основным фактам: социальным структурам и социальным институтам. Становление парадигмы соотносят с именами Э. Дюркгейма, П. Сорокина и Т. Парсонса, которые считаются настоящими титанами классической социологической мысли. Вторая парадигма – парадигма социальных дефиниций. Основы парадигмы заложены М. Вебером. Он рассматривает социальную реальность как один из способов понимания человеком социальных процессов и фактов. Как сказано в парадигме, представители определенного социума выстраивают собственное поведение в соответствии с тем, как они сами воспринимают социальную реальность и понимают ее.
Третья парадигма – парадигма социального поведения. Она нашла отражение в бихевиористской социологии, а также в теории социального обмена. Суть парадигмы состоит в понимании поведения индивида, и воспринимается поведение не как обособленная особенность личности, а как реакция на внешние стимулы и раздражители. Парадигма психологического детерминизма возникла на положениях фрейдизма. Социальная реальность в рамках этой парадигмы представляет собой арену, на которой борются личность и общество. У каждого есть свои права и интересы, и борьба выстраивается именно вокруг них, а также вокруг возможности удовлетворить свои потребности.
Последняя по счету, но не последняя по значимости парадигма – это парадигма социально-исторического детерминизма. Ее истоки представлены в классических работах марксизма. В рамках этой модели изучения сообществ социальную реальность рассматривают как особую совокупность взаимодействий, которые возникают и развиваются между людьми. Это – результат из совместной деятельности, который может иметь особое значение и для всего общества в целом. В центре внимания данной парадигмы – социальные структуры, многочисленные, иногда непостоянные, но затрагивающие абсолютно каждого члена общества. В результате взаимодействия социальных структур осуществляется конструирование социальной реальности, в которой человек продолжает свое существование, осуществление различных форм деятельности, выстраивание межличностных и межгрупповых взаимодействий.
Таким образом, многообразие парадигм показывает, что в современном обществе отсутствует единый подход к пониманию сущности социальной реальности. Это как раз и привело к возникновению и развитию самых разных концепций, которые сегодня становятся основополагающими в изучении социальных связей и социальных взаимодействий. Исследователи полагают, что существующие парадигмы останутся в качестве основы, а в дальнейшем появятся новые научно-исследовательские направления.